Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 г. Липецка

Адрес: 398035 г. Липецк, ул. Звездная, д. 6

Телефон/факс: (4742)33 22 06

Электронная почта: sc50.lipetsk@mail.ru

Официальный сайтhttp://www.sc50.lipetsk.ru

Координатор инновационной площадки: Стрельникова Т.Д. (д.г.н., доцент кафедры ТиМПОД ЛИРО)

Ответственный исполнитель: Бороздина Л.И., директор; Зайцева Т.П., зам. директора

 

Тема инновационного проекта:

Краеведческая составляющая образовательной системы школы как механизм реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Цели и задачи: 

Общая стратегическая цель проекта:

Функционирование школы как центра гражданского воспитания и социализации подрастающего поколения, обладающего нравственной и правовой культурой, осознанием исторического прошлого, ответственностью за настоящее и будущее своей Родины. Воспитание гражданина, способного нестандартно подходить к решению проблем, проявлению индивидуальности и творческой активности в процессе разносторонней социально-значимой деятельности. Разработка и внедрение школьной воспитательной системы на основе базовых национальных ценностей, обеспечивающей формирование  гражданской идентичности обучающихся средствами краеведения.

Конкретная цель проекта: создание научно обоснованной системы  школьного краеведческого образования, которая заключается не только во введении специального предмета, но  и в регионализации программ других предметов учебного плана и внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений, обеспечивающих становление личности школьника как гражданина и патриота своей Родины (в соответствии с требованиями ФГОС).

Для достижения поставленных целей необходима реализация следующего круга задач (направлений):

  1. Образовательные задачи – осуществление изменений в образовательной системе школы:

1.1. Разработка профориентационных программ обучающихся средствами краеведения.

1.2. Внедрение инновационных технологий, способствующих социализации обучающихся.

1.3. Приобщение обучающихся к краеведческой деятельности через научно-исследовательскую, проектно-практическую, музейную, краеведческую деятельность на основе применения универсальных учебных действий, вовлечения в различные виды деятельности и коммуникации с учётом индивидуальных задатков каждого конкретного ребёнка (в младшем школьном возрасте), интересов (в подростковом возрасте), профессионального и социального самоопределения (в старшем школьном возрасте).

1.4. Активизация участия субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в краеведческом движении за счёт использования новых организационных и содержательных форм, методов и средств работы.

1.5. Внедрение в педагогическую практику эффективных методов и форм воспитания гражданской идентичности (социальные пробы, клуб, экскурсии, интернет – проекты, создание базы электронных образовательных ресурсов, ведение web-сайтов).

       2. Задачи методического обеспечения:

2.1.Подготовка, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение кадров.

2.2. Разработка программно-методического обеспечения взаимосвязи учебной работы и внеурочной деятельности  школьников по изучению и преобразованию родного города (учебной, творческой, экскурсионной, учебно-исследовательской, проектной, игровой деятельностей).

2.3. Создание банка печатных, электронных и информационныхобразовательных ресурсов по краеведению.

2.4. Дистанционное обучение учителей и учащихся, участие в вебинарах, конкурсах, фестивалях, интернет-олимпиадах по теме проекта.

      3. Управленческие задачи:

3.1.Разработка и обоснование модели краеведческо-профориентационной работы с учащимися.

3.2. Разработка практических рекомендаций специалистам и педагогам общеобразовательных организаий.

3.3. Анализ необходимых и достаточных ресурсов (программно-методических, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых, кадровых).

3.4. Анализ рисков и ограничений.

3.5. Обобщение результатов, издание научно-методических материалов.

4. Воспитательные задачи:

4.1. Воспитание личности школьника на основе базовых национальных ценностей российского общества средствами краеведения.

4.2. Создание условий в образовательном учреждении для формирования социальной активности участников образовательного процесса.

4.3. Создание условий для дифференцированного образования школьников, имеющих различные образовательные потребности.

4.4. Воспитание чувства гордости за свою школу (изучение истории школы, летопись школы, возрождение традиций, оформление и преобразование  школьной территории).

4.5. Формирование устойчивого интереса к истории, культурным традициям родного края через реализацию творческих проектов социальной направленности (летопись города, участие в благоустройстве города, забота о ветеранах, подготовка праздников и экологических акций).

Направления деятельности.

- краеведческое образование в предметах гуманитарного цикла,

- краеведческое образование в предметах естественного цикла,

- краеведение как фактор воспитания обучающихся,

- современные требования к проектированию учебных занятий, вопросы методики краеведческого модуля.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Этапы, сроки

Цель

Содержание

Прогнозируемые результаты

ЭТАП I

проектировочный (август  – декабрь 2014 г.)

Подготовка образовательной организации к реализации проекта.

анализ опыта краеведческой работы, выявление противоречий в сложившейся системе деятельности с требованиями к результатам, продиктованными ФГОС, анализ учебных планов, учебных программ по краеведческому содержанию, изучение и анализ научной литературы по социальной педагогике с целью определения методологических подходов к решению проблемы, первичный сбор и анализ эмпирического материала

- расширение спектра специализаций педагогов, принимающих участие в краеведческом образовании школьников;

- развитие нормативно-правовой, материальной, методической и кадровой базы, необходимой для расширения и углубления краеведческого образования;

-  взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 

ЭТАП II

 

Практический

(январь 2015 г. – декабрь  2016 г.)

 Реализация проекта

исследование социально-педагогических технологий, разработка основных положений концепции профессиональной ориентации учащихся в краеведческой работе школы, разработка программ учебных дисциплин с краеведческой составляющей, формирование учебно-методического комплекса по краеведческому образованию школьников

 

- создание модели научно обоснованной системы  школьного краеведческого образования;

- разработка и внедрение школьной воспитательной системы на основе базовых национальных ценностей, обеспечивающей формирование  гражданской идентичности обучающихся средствами краеведения;

- организация краеведческой работы как в рамках школьного, так и дополнительного образования;

- использованию в практике модели краеведческо-профориентационной работы в образовательном учреждении

ЭТАП III

 

Рефлексивно-обобщающий

(январь 2017 – декабрь 2017 г.)

 

Обобщение результатов проекта.

обобщение результатов, формулировка  и оценка общих выводов по итогам инновационной деятельности, оформление полученных результатов в виде отчета  и разработка рекомендаций по использованию в практике модели системы краеведческого образования школьников.

 

 

- функционирование школы как центра гражданского воспитания и социализации подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС;

- апробация модели системы  школьного краеведческого образования;

- наличие сформированного банка УМК по учебным предметам, внеклассным мероприятиям и дополнительному образованию с краеведческой  составляющей;

- разработка и внедрение новых аспектов в учебную и внеурочную  деятельность школы, носящих краеведческий характер;

- повышение степени эффективности образовательного процесса посредством краеведения, повышение мотивации учащихся к обучению

 
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ):
Отчет_2015-2016
Отчет_2016-2017
 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Показателями эффективности деятельности будет являться:

- Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.

- Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре родного края, ответственность, толерантность.

- Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

- Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

- Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию молодѐжи.

- Распространенность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений города.

- Наличие победителей, призеров и участников по теме инновационного проекта.

Спектр способов и форм контроля и обеспечения достоверности результатов: грамоты, дипломы,творческие работы,анкеты, тестирование,протоколы диагностики, фото и видеоматериалы,отзывы (педагогов, учащихся, родителей),статьи в СМИ, аналитические справки, методические разработки портфолио и т.д

 

ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ И (ИЛИ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА

 

  1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей  с краеведческой составляющей.
  2. Научные статьи педагогов.
  3. Научно-практические и проектные  работы  учащихся.
  4.  Методические сборники.

Методические материалы:

Исследовательские работы учащихся

Краеведение в воспитании

Краеведческие чтения

Программа РИП

Проектные работы учащихся

Разработки внеурочных занятий

Разработки уроков

Статьи педагогов

Административное управление

 

Фото

Наверх