Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

ГОБПОУ "Липецкий техникум сервиса и дизайна"

Тема: Социально-психологическая адаптация студентов

с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения

в ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна»

Адрес: 398058 Россия, г. Липецк, Студенческий городок, д. 2

Телефон – (4742) 57-70-45, Факс – (4742) 57-70-42

Электронная почта - ltsd48@yandex.ru

сайт www.ltsd.ru

 

Координатор инновационной площадки:

Скорлуханова Елена Константиновна, заведующий

кафедры профессионального образования

ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», к.п.н.

   Цель проекта:

- Реализация модели инклюзивного образования в условиях формирования личности современного специалиста.

- Осуществление комплексного подхода к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в техникуме.

- Организация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями.

Создание в техникуме психологически безопасного климата, способствующего укреплению  психосоматического благополучия студентов с ОВЗ.

 

   Задачи:

- изучение индивидуально-психологических особенностей студен­тов с ОВЗ, получение информации об их характерологических особенностях  и адаптивных способностях;

- выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению;

- формирование у детей с ОВЗ потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации,  положитель­ной мотивации к учебной деятельности и избранной специальности (профессии), эффективное включение студен­тов с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональную среду, приспособление к новым условиям обучения и труда.

Обоснование значимости проекта для развития системы образования

 

В последнее десятилетие в связи с изменением концепции инвалидности, реабилитация инвалидов стала осознанной основой социальной политики государства. Одну из главных ролей в системе реабилитационных мероприятий играет психологическая реабилитация, так как изменение социальной ситуации развития человека, связанной с хроническим заболева­нием и инвалидностью, приводит к специфическим изменениям его личности, что сказыва­ется на всех сферах жизнедеятельности человека.

Психологическая реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социализации детей с особыми образовательными потребностями и наиболее полную интеграцию их в общество. Одним из путей реабилитации детей-инвалидов является подготовка из их числа конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием.

Учитывая то, что в техникуме студентам с ограниченными возможностями здоровья предстоит обучаться не просто среди здоровых сверстников, но среди ребят одаренных, талантливых, рядом с которыми ребята – инвалиды могут испытывать состояние психологического дискомфорта, необходима программа «Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна». Основной целью программы является создание психологически безопасной образовательной среды для успешной адаптации к  обучению.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей-инвалидов  наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем. Эти чувства и эмоции практически всегда находят вы­ражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или  по­вышенной агрессивности, обидчивости. Приводят к возникновению не­доразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов  в студенческое сообщество. Образовательная среда профессионального учеб­ного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями пси­хологического характера.

 

Проект состоит из 4 блоков, отражающих основные направления работы по адаптации ребят с ОВЗ к обучению в техникуме.

1 блок. Диагностическая работа

Цель - получение своевременной и пол­ноценной информации о характерологических особенностях личности студентов с ОВЗ, динамике изменений в их социально-профессиональной адап­тации и личностной сфере, выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной под­готовке.

2 блок. Профилактическая деятельность

Цель – обеспечение благоприятного психологического климата в группах и учебном заведении в целом; оказание помощи каждому студенту с ОВЗ в формировании у него активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим и позитивному отношению к миру и жизни в целом.  Развитие толерантности по отношению к людям с ОВЗ и способ­ности к рефлексии у всех участников образовательного процесса.

3 блок. Профориентационная и профадаптационная работа

Цель – оказание помощи детям – инвалидам в  усвоении норм, правил, требований учебного заведения и буду­щей профессиональной деятельности; эффективное включение студен­тов с ОВЗ в социально-профессиональную среду; помощь в приспособлении к новым условиям обучения и труда.

4 блок. Работа по социально-психологической адаптации

Цель - создание благоприятного психологического климата в учеб­ных группах и в учебном заведении в целом; обеспечение развития груп­повой структуры, групповой сплоченности; формирование потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся, имеющих ОВЗ.

 

Основные виды и фор­мы работы

Комплекс мероприятий, направленных на формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческой среде (организация работы клубов и групп психологической поддержки, проведение тренингов общения) и мероприятий, обеспечивающих эффективность со­циально-психологической адаптации (тестирование, тренин­ги личностного роста, классные часы и индивидуальные консультации по вопро­сам групповых взаимоотношений и места личности в группе).

          

 Календарный план реализации проекта

Направление работы

Содержание направления

Формы и методы работы

Условия реализации программы

2014-2015 учебный год

Организационный этап

Организационная работа

Разработка организационных документов;

создание материально-технической и  нормативно-правовой базы

 

-подготовка локальных документов (положения, должностные инструкции участников эксперимента);

-разработка программы семинаров по технологии проведения эксперимента;

-разработка и  оформление документации,  необходимой для  ведения эксперимента;

-Определение функциональных обязанностей участников эксперимента

- разработка программы экспериментальной работы;

- создание  материально-технической   базы эксперимента

 

Этап сбора и анализа информации, подготовительный.

Цель: выявить детей для учёта их особенностей развития и оценить возможности образовательной среды

Диагностическая работа

 

своевременное выявление детей с ограниченными возможностями  здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи.

Диагностики,  анкеты,

психолого-медико -педагогическое тестирование и т.д.

Психолого-медико- педагогическая комиссия.

Обеспечение подъездов к техникуму, подъемников по лестничным маршам, пандусами, тактильными линиями, оборудованными  учебными местами, специальными оборудованными стоянками для МГН.  Специализированное медицинское оборудование и технические средства обучения  лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования.  Кадровое обеспечение.

Оценка образовательной среды

Выявление  соответствия требованиям программно -методического объединения, материально -  технической и кадровой базы учреждения.

Аттестация рабочих мест, паспортизация кабинета

2015-2016 учебный год

Основной (деятельностный) этап

3.Этап планирования, организации и координации

Цель: организовать образовательный процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в освоении образовательной программы

Коррекционно-развивающая работа

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий

Выбор коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

Защита ребёнка при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные образовательные программы, индивидуальные учебные планы.

Оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи. Обеспечение здоровьесберегающих условий. Обеспечение

участия детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми в проведении досуговых мероприятий.

Широкий доступ к сетевым источникам информации, наличие наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов, использование специальных образовательных программ учебников, учебных пособий в том числе цифровых образовательных ресурсов.

 

Консультативная работа

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и  развития.

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающими с ОВЗ. Консультативная помощь семье.

Информационно-просветительная работа

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей

Лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей

Контрольно-диагностическая деятельность

Цель: выявить соответствие созданных условий и разработанных индивидуальных образовательных методик потребностям обучающегося

Диагностика детей

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Контроль со стороны специалистов, тестирование, мониторинг

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно –развивающие программы, диагностический и коррекционно -развивающий инструментарий для педагогов обучающих детей с ОВЗ.

Оценка образовательной среды и индивидуальных образовательных методик

2016-2017 учебный год

Завершающий этап

Этап регуляции и корректировки

Цель: внести необходимые изменения в процесс сопровождения обучающихся

Корректировка условий и форм, методов и приёмов обучения

Корректировка индивидуальных образовательных программ

Беседы с родителями, педагогами, консилиумы.

Коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

Этап обобщения

Цель: отражение результатов работы в публикациях, отчетах и выступления на научно-практических конференциях; внедрение  в  практику  положительных  результатов  эксперимента  в учреждения   профессионального образования

Обобщение работы

Обобщение полученного опыта и анализ результатов

Отчеты, публикации, обобщение полученного опыта и анализ результатов

 

         

 

  1. Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании:

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

- Постановление Администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 г. № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» (подпрограмма 6. «Доступная среда»)

- Приказ управления образования и науки Липецкой области от 06.08.2013 г. № 746 «О проведении паспортизации подведомственных учреждений профессионального образования на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан»

 

6. Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта: Протокол Совета техникума № 5 от 30.07.2014 г.

7. Предложение по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Комплексный подход к проблеме адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, положенный в основу программы, позволит увидеть положительные результаты уже на первом этапе ее реализации.  Мероприятия, входящие в содержание программы, позволят студентам с ОВЗ значительно расширить границы межличностного взаимодействия, повысится уровень мотивации к развитию и достижениям, возрастет общественная активность.

8. Обоснование устойчивости результатов проекта  после окончания его реализации, включая механизмы его  ресурсного обеспечения

Реализация мероприятий проекта позволит:

  • повысить уровень и качество жизни инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда;
  • определить социально значимые объекты, наиболее посещаемые инвалидами, для последующего создания в них доступной для инвалидов среды;
  • повысить эффективность реабилитации инвалидов с использованием технических средств реабилитации;
  • повысить социальную активность инвалидов и преодолеть их самоизоляцию при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
  • создать комфортную информационную среду для инвалидов;
  • повысить уровень социальной сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
  • сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам;
  • апробировать  модель инклюзивного образования,  направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Фото

Наверх