Тема: Социально-психологическая адаптация студентов
с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения
в ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна»
Адрес: 398058 Россия, г. Липецк, Студенческий городок, д. 2
Телефон – (4742) 57-70-45, Факс – (4742) 57-70-42
Электронная почта - ltsd48@yandex.ru
сайт – www.ltsd.ru
Координатор инновационной площадки:
Скорлуханова Елена Константиновна, заведующий
кафедры профессионального образования
ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», к.п.н.
Цель проекта:
- Реализация модели инклюзивного образования в условиях формирования личности современного специалиста.
- Осуществление комплексного подхода к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в техникуме.
- Организация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями.
- Создание в техникуме психологически безопасного климата, способствующего укреплению психосоматического благополучия студентов с ОВЗ.
Задачи:
- изучение индивидуально-психологических особенностей студентов с ОВЗ, получение информации об их характерологических особенностях и адаптивных способностях;
- выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению;
- формирование у детей с ОВЗ потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации, положительной мотивации к учебной деятельности и избранной специальности (профессии), эффективное включение студентов с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональную среду, приспособление к новым условиям обучения и труда.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования
В последнее десятилетие в связи с изменением концепции инвалидности, реабилитация инвалидов стала осознанной основой социальной политики государства. Одну из главных ролей в системе реабилитационных мероприятий играет психологическая реабилитация, так как изменение социальной ситуации развития человека, связанной с хроническим заболеванием и инвалидностью, приводит к специфическим изменениям его личности, что сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека.
Психологическая реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социализации детей с особыми образовательными потребностями и наиболее полную интеграцию их в общество. Одним из путей реабилитации детей-инвалидов является подготовка из их числа конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием.
Учитывая то, что в техникуме студентам с ограниченными возможностями здоровья предстоит обучаться не просто среди здоровых сверстников, но среди ребят одаренных, талантливых, рядом с которыми ребята – инвалиды могут испытывать состояние психологического дискомфорта, необходима программа «Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна». Основной целью программы является создание психологически безопасной образовательной среды для успешной адаптации к обучению.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей-инвалидов наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем. Эти чувства и эмоции практически всегда находят выражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или повышенной агрессивности, обидчивости. Приводят к возникновению недоразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов в студенческое сообщество. Образовательная среда профессионального учебного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями психологического характера.
Проект состоит из 4 блоков, отражающих основные направления работы по адаптации ребят с ОВЗ к обучению в техникуме.
1 блок. Диагностическая работа
Цель - получение своевременной и полноценной информации о характерологических особенностях личности студентов с ОВЗ, динамике изменений в их социально-профессиональной адаптации и личностной сфере, выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке.
2 блок. Профилактическая деятельность
Цель – обеспечение благоприятного психологического климата в группах и учебном заведении в целом; оказание помощи каждому студенту с ОВЗ в формировании у него активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим и позитивному отношению к миру и жизни в целом. Развитие толерантности по отношению к людям с ОВЗ и способности к рефлексии у всех участников образовательного процесса.
3 блок. Профориентационная и профадаптационная работа
Цель – оказание помощи детям – инвалидам в усвоении норм, правил, требований учебного заведения и будущей профессиональной деятельности; эффективное включение студентов с ОВЗ в социально-профессиональную среду; помощь в приспособлении к новым условиям обучения и труда.
4 блок. Работа по социально-психологической адаптации
Цель - создание благоприятного психологического климата в учебных группах и в учебном заведении в целом; обеспечение развития групповой структуры, групповой сплоченности; формирование потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся, имеющих ОВЗ.
Основные виды и формы работы
Комплекс мероприятий, направленных на формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческой среде (организация работы клубов и групп психологической поддержки, проведение тренингов общения) и мероприятий, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации (тестирование, тренинги личностного роста, классные часы и индивидуальные консультации по вопросам групповых взаимоотношений и места личности в группе).
Календарный план реализации проекта
Направление работы |
Содержание направления |
Формы и методы работы |
Условия реализации программы |
|
2014-2015 учебный год |
||||
Организационный этап |
||||
Организационная работа |
Разработка организационных документов; создание материально-технической и нормативно-правовой базы
|
-подготовка локальных документов (положения, должностные инструкции участников эксперимента); -разработка программы семинаров по технологии проведения эксперимента; -разработка и оформление документации, необходимой для ведения эксперимента; -Определение функциональных обязанностей участников эксперимента |
- разработка программы экспериментальной работы; - создание материально-технической базы эксперимента
|
|
Этап сбора и анализа информации, подготовительный. Цель: выявить детей для учёта их особенностей развития и оценить возможности образовательной среды |
||||
Диагностическая работа
|
своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи. |
Диагностики, анкеты, психолого-медико -педагогическое тестирование и т.д. |
Психолого-медико- педагогическая комиссия. Обеспечение подъездов к техникуму, подъемников по лестничным маршам, пандусами, тактильными линиями, оборудованными учебными местами, специальными оборудованными стоянками для МГН. Специализированное медицинское оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования. Кадровое обеспечение. |
|
Оценка образовательной среды |
Выявление соответствия требованиям программно -методического объединения, материально - технической и кадровой базы учреждения. |
Аттестация рабочих мест, паспортизация кабинета |
||
2015-2016 учебный год Основной (деятельностный) этап |
||||
3.Этап планирования, организации и координации Цель: организовать образовательный процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в освоении образовательной программы |
||||
Коррекционно-развивающая работа |
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий |
Выбор коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Защита ребёнка при психотравмирующих обстоятельствах. Индивидуальные образовательные программы, индивидуальные учебные планы. |
Оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи. Обеспечение здоровьесберегающих условий. Обеспечение участия детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми в проведении досуговых мероприятий. Широкий доступ к сетевым источникам информации, наличие наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов, использование специальных образовательных программ учебников, учебных пособий в том числе цифровых образовательных ресурсов.
|
|
Консультативная работа |
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и развития. |
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающими с ОВЗ. Консультативная помощь семье. |
||
Информационно-просветительная работа |
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей |
Лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей |
||
Контрольно-диагностическая деятельность Цель: выявить соответствие созданных условий и разработанных индивидуальных образовательных методик потребностям обучающегося |
||||
Диагностика детей |
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. |
Контроль со стороны специалистов, тестирование, мониторинг |
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно –развивающие программы, диагностический и коррекционно -развивающий инструментарий для педагогов обучающих детей с ОВЗ. |
|
Оценка образовательной среды и индивидуальных образовательных методик |
||||
2016-2017 учебный год Завершающий этап |
||||
Этап регуляции и корректировки Цель: внести необходимые изменения в процесс сопровождения обучающихся |
||||
Корректировка условий и форм, методов и приёмов обучения |
Корректировка индивидуальных образовательных программ |
Беседы с родителями, педагогами, консилиумы. |
Коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; |
|
Этап обобщения Цель: отражение результатов работы в публикациях, отчетах и выступления на научно-практических конференциях; внедрение в практику положительных результатов эксперимента в учреждения профессионального образования |
||||
Обобщение работы |
Обобщение полученного опыта и анализ результатов |
Отчеты, публикации, обобщение полученного опыта и анализ результатов |
|
|
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
- Постановление Администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 г. № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» (подпрограмма 6. «Доступная среда»)
- Приказ управления образования и науки Липецкой области от 06.08.2013 г. № 746 «О проведении паспортизации подведомственных учреждений профессионального образования на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан»
6. Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта: Протокол Совета техникума № 5 от 30.07.2014 г.
7. Предложение по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
Комплексный подход к проблеме адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, положенный в основу программы, позволит увидеть положительные результаты уже на первом этапе ее реализации. Мероприятия, входящие в содержание программы, позволят студентам с ОВЗ значительно расширить границы межличностного взаимодействия, повысится уровень мотивации к развитию и достижениям, возрастет общественная активность.
8. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения
Реализация мероприятий проекта позволит: