Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ экологический лицей №66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова

Тема инновационной деятельности:

«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Контактная информация:

Адрес: 398046, город Липецк,  улица Меркулова, 11а

Телефон/факс:410601

электронная почта  e-mail: sc66@yandex.ru

адрес сайта: http://liceum66.ru

Координатор инновационной площадки: Любовь Алексеевна Черных,

ректор ГАУДПО ЛО «ИРО»

Ответственные исполнители: Нина Яковлевна Буркова, директор; Елена Анатольевна Ставила, заместитель директора

 

Цель инновационной деятельности:

Формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание основы для проведения социального проектирования и исследовательской деятельности в социальной сфере.

Задачи инновационной деятельности:

Основная задача – включить ребенка в общественно значимую деятельность на уровне образовательного учреждения, города, области. Формы и виды этой деятельности должны быть разными, с учетом желаний и возможностей учащегося. Создание такой системы общественно-государственных отношений – дело не одного года. Но мы должны к этому, безусловно, стремиться, решая следующие задачи:

1. Осуществление теоретического  анализа  проблемы социального проектирования в детской и молодежной среде, отраженной  в научной литературе и педагогической практике.

2.  Моделирование системы развития социальной активности учащихся через разработку и реализацию социальных проектов, социальной практики и социальных проб в образовательных учреждениях области.

4. Разработка методических материалов для практической реализации механизма работы детских социальных структур в образовательном учреждении (добровольческие, волонтерские и т.д. объединения), созданных с целью формирования личностно-социальных компетенций.

5. Обобщение материалов по технологическому, информационно-методическому сопровождению системы развития социальной активности учащихся.

6. Создание системы поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции детей и учителей.

7. Осуществление мониторинга системы развития социальной активности обучающихся, включая реализацию в сфере социального развития основных управленческих функций.

Актуальность и инновационность программы:

Учебное и социальное проектирование позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных  задач. Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и с взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность. 

Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

Воспитательная система, включающая социальное проектирование,  будет достигать  трёх уровней воспитательных результатов в соответствии с ФГОС:

  • приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

  • формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Лицей имеет большой опыт (более 10 лет) по организации и реализации социальных проектов, в том числе и крупномасштабных городских акций, педагоги лицея нашли такие формы и технологии, которые эффективно влияют на личность ребенка и дают каждому учащемуся возможность самореализации, когда каждый ребенок включен  во внеурочную социально значимую деятельность.
Мы считаем, что результат воспитания будет, достигнут в том случае, если  воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка и  подростка привлекает новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Аргументацией проводимой инновационной деятельности является желание педагогического коллектива выйти на качественно новый уровень в городе и области, внести изменения в образовательное пространство учащихся города и области для повышения ее комфортности и доступности в деле развития  учащихся, их подготовки к будущей жизни. Одновременно, инновационная работа лицея является социальным заказом в деле развития системы школьного образования в Липецкой области.

Проблема инновационной деятельности:

Важным вопросом в социальном проектировании является роль и позиция взрослого (педагога). Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом учащегося, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

Практическая значимость:

От ЭКОлогии Души к ЭКОграду.

«Человек должен развивать свои задатки к добру. Провидение не заложило их в человеке вполне готовыми, это только одни задатки. Сделать самого себя лучше – к этому должен стремиться и этого должен достигать человек».

И. Кант.

Человека создала природа. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, их развитие нуждается в направлении. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда.
Нужно следить за экологией своей души, за её чистотой и безупречностью. Для того, чтобы наши души всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям, научиться творить добро, совершать милосердие.

В наше сложное время человек всё больше и больше погружается в свои проблемы, забывая о тех, кому каждый день нужна наша помощь. Но разве не для того нужна сила духа, чтобы несмотря ни на что совершать добро? Ничто не сможет сломить волю доброго человека! Как сказал Л.Н.Толстой:
«Доброта побеждает всё, а сама – непобедима»!

Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

ЭКОград – это город не только экологии и чистоты природы, но и чистоты сердец, разума, город добра и милосердия... город, который, сохраняет чистоту отношений с людьми, чистоту души.

Главной составляющей реализации инновационной темы является социальное и сетевое партнерство.

Нашими сетевыми партнерами, является 47 образовательных учреждений города.

Идея  сетевого партнерства:

Мы живем в обществе с быстрым ритмом жизни, где остается мало времени, на то, чтобы оглянуться, всмотреться в окружающий мир, понять его, самоопределиться в нем. Многие, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствием сострадания к ближнему. И поэтому необходимо, чтобы каждый, какое бы дело он ни делал, за что бы ни брался, помнил о необходимости затрачивать часть своего времени на накопление внутри себя сил добра, без которых все остальные дела становятся бессмысленными и ненужными.

Цель партнерства:

преодолеть социальное равнодушие, научиться творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.

Социальными партнерами сетевого сообщества являются: Дом интернат для престарелых и инвалидов города Липецка, ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида, города Липецка, ОКУ "Елецкий специализированный Дом ребенка", НБФ «Дети и родители против рака», отделение онкологии и гематологии ГУЗ «Областная детская больница».

Продуктом инновационной деятельности явилась разработка и реализация системных долгосрочных социальных проектов, которые реализуются лицеем совместных  с сетевыми партнерами — образовательными учреждениями города, каждый учебный год четыре социальных проекта.

Вместе с сетевыми партнерами нам многое удалось многое сделать и для каждого ребенка-участника. Прежде всего, у каждого члена сообщества была возможность реального участия в решении проблем дома, двора, города и т.д.  Мысль подростков: "Я могу это сделать сам и не только для себя", – особенно дорога. В этот период становления детской личности ярко выражены потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле.

Во-вторых, коллективная работа над большим и важным делом формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т. д.

Проект «Дорогие мои старики».

В 2016-2017 учебном году в проекте приняли участие 28 образовательных учреждений города: 2,3,4,5,6,11,18,19,23,28,31,36,38,40,44,45,47,48,50,51,55,59,63,64,65,66,70,72

Учреждения дополнительного образования – 3: «Левобережный»,  «Октябрьский», «Лира»

Во всех 4-х акциях проекта приняли участие 12 ОУ: 2,5,6,11,18,23,28,64,65,66,70,72

Учреждения дополнительного образования - 1: «Лира»

Количество участников проекта «Дорогие мои старики» в 2016-2017 учебном году:

  • Классных коллективов: 1470
  • Учащихся: 27000 человек

Цель проекта: стимулирование общественно-значимой деятельности детских организаций образовательных учреждений, как одного из важнейших способов формирования ценностных, мотивационных, деятельностных приоритетов подрастающего поколения.

Проект реализуется в два этапа: первый этап в преддверии 1 октября — Дня пожилых людей, второй этап в преддверии 9 мая — Дня Победы, включает 4 социальных акции.

Это ЯРМАРКА «ДАРЫ ОСЕНИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ».

Цели и задачи акции:  

проведение работы детскими коллективами по оказанию помощи пожилым людям;

оказать уважение и внимание   людям, за плечами которых многолетний труд, нелегкие испытания, богатый жизненный опыт.

Привлечение внимания общественности, средств массовой информации, государственных органов к деятельности детских объединений.

Особенности её проведения….. Ярко и интересно проект реализован самим лицеем. В течение недели, предшествующей ярмарке, классные коллективы со 2 по 11 сдают овощную продукцию для формирования подарочных пакетов ветеранам  ВОВ, ветеранам – педагогам, детям войны, труженникам тыла.  В день ярмарки каждый класс со 2 по 7 красочно оформляют осенними дарами праздничные столы, привлекающее внимание гостей ярмарки. Лицеисты представили свою продукцию членам жюри в виде агитбригады с  акцентом на городской акции  учебного года, многие классные коллективы использовали красочные костюмы и агитационные материалы.

В день проведения ярмарки проходит акция «МИЛОСЕРДИЕ» 

Цели и задачи акции:

формирование патриотических чувств и гражданского самосознания населения;

воспитание уважительного отношения к героическому наследию России;

укрепление связи и преемственности поколений;

оказание различных видов адресной помощи ветеранам и вдовам участников Великой Отечественной войны, детям войны, труженикам тыла;

воспитание молодого поколения на примерах боевых и трудовых традиций русского народа.

Классные коллективы с 8 по 11 разносят подарочные пакеты адресатам помощи согласовав предварительно время посещения. В лицее за каждым классным коллективом с 8 по 11 класс закреплены благополучатели — ветераны войны, труженники тыла, дети войны — 25 человек.

«МАРШРУТ ПАМЯТИ»

Цели и задачи акции

1.Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания населения;
2.Воспитание уважительного отношения к героическому наследию России;
3.Укрепление связи и преемственности поколений;
4.Оказание различных видов адресной помощи ветеранам и вдовам участников Великой Отечественной войны;
5.Воспитание молодого поколения на примерах боевых и трудовых традиций русского народа.

Предусматривает размещение на подъездах домов, где живут ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, дети войны специальных поздравительных наклеек «Спасибо Вам за Победу!», в знак благодарности за доблесть, честь и смелость.

Акция «ОНИ ПРОСЛАВИЛИ НАШ ГОРОД»

Цель акции: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции; развитие интереса и ценностного отношения к истории своего города и своей страны.

Задачи акции: благоустроить места памяти в городе.

Предполагает уборку и благоустройство территории около стел  Героям Войны, памятных мест города Липецка. Экологические отряды лицея благоустраивают территории около стелл Л. М. Доватору, П. А. Папину, С. П. Меркулову на улицах, носящих имена этих Героев, могилу С.П.Меркулова имя которого носит лицей в преддверии Дня пожилого человека и Дня Победы.

Проект «Чистый город – мой город».

Как подсказывает название, проект связан с привлечением как можно большего числа учащихся школ города в добровольное участие в экологических акциях.

Проект проводится в целях:

- пропаганды и распространения позитивных идей добровольного служения обществу;

- оказания практического содействия в решении актуальных, социально-значимых и экологических  проблем города через выстраивание партнерских отношений институтов гражданского общества с органами исполнительной власти, местного самоуправления, бизнес-сообществом и средствами массовой информации.

Проект реализуется в два этапа каждый учебный год — октябрь-ноябрь, апрель-май.

В 2016-2017 учебном году в проекте приняли участие 26 ОУ: 2,3,4,5,6,11,12,18,19,23,28,31,36,38,40,44,48,50,51,55,59,63,64,66,70,72

Учреждения дополнительного образования - 1: «Лира»

Учащиеся ОУ города члены классных коллективов, экологических, добровольческих, волонтерских отрядов привели в порядок территории ДОУ, территории парков, скверов, бульваров, территория Дома интернета для престарелых и инвалидов.

В этап проекта приняли участие:

  • Классных коллективов: 350
  • Учащихся: 7300 человек

Проект стартует во всех образовательных учреждениях митингом, участники митинга принимают участие в мини флэш-мобе в разных районах города, на оживленных улицах района образовательных учреждений, и затем отправляются на уборку социальных объектов.

Благоустраиваются территории: детских дошкольных учреждений;  скверов и бульваров города; территории парков; детские площадки.

Самим лицеем благоустраивается территория 15 социальных объектов, в благоустройстве участвуют экологические и добровольческие отряды лицея.

Проект «Город, где согреваются сердца». У него та же цель, что  и у проекта «Дорогие мои старики». Но его особенность в том, что в нем соединяются и настроение новогодних праздников, и потребность быть милосерднее и добрее.  Мы считаем, что такие проекты особенно нужны,  особенно сейчас. Современная жизнь так стремительна, что порой люди просто не замечают в суете повседневных дел тех, кто нуждается в помощи. Гораздо легче и удобнее пройти мимо, отвернувшись, чем подать руку и совершить поступок. В обществе сформировалось разное отношение к благотворительности: для кого-то это добро, для других это безрассудство. Безрассудство – потому что такая помощь добровольна и безвозмездна, а люди привыкли получать вознаграждение за свои услуги. Мы убеждены, что благотворительность не направлена только в одну сторону: ведь те, кому помогаем мы, возможно, проникнутся чувством взаимовыручки и сами помогут кому-то. И, если все мы объединимся, если каждый из нас сделает хотя бы небольшой вклад, то сработает принцип синергии, приумножающий нашу помощь. Участвуя в благотворительной деятельности, мы не только помогаем людям, но и укрепляем взаимодоверие, потому что лучше узнаем друг друга через такие поступки. Если этого не делать, то фраза о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, приобретет почти буквальный смысл. Да и помочь окружающим не так сложно, для этого вовсе не обязательно совершать героические поступки. Часто требуется совсем немногое, чтобы сделать доброе дело. 

Проект «Город, где согреваются сердца» предполагает безвозмездную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелобольным детям, одиноким старикам. Однако на эту помощь нужны средства. Мы их зарабатываем. В течение одного месяца каждый учебный год с ноября по  декабрь образовательные учреждения города, которые поддерживают нашу инициативу,  собирают макулатуру, использованные пластиковые упаковки,  и на вырученные средства реализуют социальнозначимые акции «Оранжевое здоровье», «Сухая попка» и «Новогодняя сказка...или Мечты сбываются» благополучателями которых становятся социальные партнеры сетевого сообщества.

В 2016-2017 учебном году проект «Город, где согреваются сердца» реализован в течение месяца с 14 ноября по 20 декабря, учащиеся, педагоги и родители ОУ города собирали макулатуру и пластик, социальным партнером проекта выступило предприятие ООО "УТИЛЬ ТРАНС-Л" (директор Захватаев Дмитрий Юрьевич). Было собрано 137253 тонны макулатуры, лицеем 26000 тонн, заработано 412154 рублей, на которые реализованы акции:

«Сухая попка» для детей Дома малютки города Ельца:

  • 51 упаковка памперсов (37212 рублей)
  • Средства гигиены для детей (27 641 рублей)
  • 82 игрушки для детей (60 000 рублей)
  • Отборные апельсины и мандарины (1940 рублей)

 «Оранжевое здоровье» - 500 кг апельсинов и мандаринов (33750 рублей) к Новому году для жителей интерната для пожилых людей и инвалидов и детей школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

  • 222 сладких подарка для жителей интерната для пожилых людей и инвалидов (59 740 рублей)
  •  85 скатертей в столовую интерната для пожилых людей и инвалидов, в комнату отдыха и в каждую комнату (13 000 рублей)

Проект «Дом без одиночества… или В кругу друзей»

Акция «Корзина новогодних чудес»

Для детей в отделение травматологии и в игровую комнату отделения онкологии и гематологии детской областной больницы 19 декабря 2016 года в День Николая Чудотворца  -

  • 17 подарков - игрушек, настольных игр (25 000 рублей)

Акция «Новогодняя сказка... или Мечты сбываются»

Для детей: в отделение онкологии и гематологии детской областной больницы, в НБФ «Дети и родители против рака», в Центр дистанционного обучения детей инвалидов, в интернат для слепых и слабовидящих детей:

  • 58 подарков к Новому году на сумму (83236 рублей)

для детей в отделение онкологии и гематологии детской областной больницы, в НБФ «Дети и родители против рака»:

  •  36 новогодних сладких подарков - шоколадных наборов конфет «Kinder» на 10764 рублей
  • Отборные апельсины и мандарины на сумму 1940 рублей
  • 20431 рубль на оборудование игровой комнаты нового отделения онкологии и гематологии детской областной больницы.

В проекте приняли участие 39 ОУ:

1,2,3,4,5,6,8,9,16,18,19,23,28,31,32,33,35,36,38,41,44,45,46,47,48,50,51,52,54,55,59,61,64,65,66,68,70,72,77

Учреждения дополнительного образования - 4: «Левобережный», «Октябрьский», «ЛИРА», «Советский»

Итогом реализации проекта является новогодняя программа, которую проводят волонтеры лицея в преддверии Новогодних праздников поздравляя социальных партнеров от имени сетевого сообщества с вручением подарков.

Проект «Любимому городу -  здоровое поколение»

Цели проекта:

- формирование культуры здоровья  подрастающего поколения, противодействия наркомании, табакокурения и алкоголизма, воспитания здорового образа жизни современной молодежи;
- усиления пропаганды занятий физкультурой, спортом и идей олимпийского движения как важных средств, способствующих всестороннему воспитанию, гармоничному развитию и физическому совершенствованию человека;
- поддержки и проявления инициатив молодёжи по организации и проведению  массовых   мероприятий;
- повышения внимание обучающихся, родителей, общественности, педагогов  к проблемам здорового образа жизни, к сохранению и укреплению здоровья.

В рамках проекта каждый учебный год реализуется акция «7 апреля – Всемирный день здоровья».

В Дне здоровья принимают участие экологические, добровольческие отряды ОУ города. Участники акции встречаются на театральной площади и проводят веселую зарядку в День Здоровья.

В 2016-2017 учебном году в проекте приняли участие 18 ОУ: 5,6,12,18,23,28,31,32,35,38,40,48,63,66,70,72,77, ООШ 22
Учреждения дополнительного образования - 2: «ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ», «ЛИРА»

  • Учащихся: 400 человек

Говоря об организации деятельности сообщества, выделим следующую последовательность действий: разработка лицеем №66 совместно с департаментом образования положений акций, проектов, планов-графиков. Презентация плана работы и установление школ- сетевых партнеров на основе их добровольного согласия. Непосредственное выполнение предусмотренных мероприятий. Задача лицей №66 - скоординировать деятельность партнеров по времени, провести совещания, консультации по выполнению всех условий участия в проекте. По завершении мероприятия собирается отчет о его проведении по ранее установленной форме, обязателен фотоотчет. Далее нами как проектировщиком проводится  систематизация информации. Заканчивается цикл дел  каждого проекта торжественным подведением итогов. Мы особое внимание уделяем мотивации наших партнеров, поэтому для них всегда готовится тематический праздник с приглашением социальных партнеров, наиболее активным участникам проекта вручаются грамоты департамента образования и благодарственный письма. Их получают и дети, и родители, и педагоги. Начало следующего проекта всегда сопровождается совещанием, где анализируются успехи и проблемы предыдущего проекта.

Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным.  А практика реализации социальных проектов показала, что - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах, и в этом самый главный смысл.

Сроки действия программы инновационной деятельности

Начало – сентябрь 2014 г.

Окончание – май 2019 г.

Этапы инновационной деятельности

Констатирующий этап (2014-2015 учебный год)

Формирующий этап (2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год)

Завершающий этап (2018-2019 учебный год)

Обоснование устойчивости результатов программы после окончания ее реализации.

Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности учащегося. Грамотное использование метода социального проектирования  дает значимые результаты.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в городе, в селе, открыть новые возможности.

Практика лицея показала, что реализация социального проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей учащихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. 

Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.

Программа инновационной деятельности лицея №66 2014-2019

Промежуточный отчет 2015

Промежуточный отчет 2016

Промежуточный отчет 2017

ЛИЦЕЙ №66 ГОРОД ЛИПЕЦК

Социальные проекты лицея

Проект: «Дорогие мои старики»

Проект: «Чистый город — мой город»

Проект: «Город, где согреваются сердца»

Проект: «Любимому городу — здоровое поколение»

Фото

Наверх