Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МАОУ гимназия №69 имени С.Есенина г.Липецка

Тема площадки: «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»

Контактная информация:

398036, Российская Федерация, Липецкая область, город Липецк, бульвар Есенина д.7а

Телефон: (4742) 41-78-26

Электронная почта: school69@lipetsk.ru

Адрес сайта: http://gimnazia69.ru/

Координатор инновационной площадки: Стрельникова Татьяна Дмитриевна – доцент кафедры   естественнонаучного и математического образования, д.г.н.

Ответственный исполнитель: Дмитриева Наталья Михайловна, директор; Ряскина Оксана Алексеевна, учитель географии, руководитель Этнографического музея.

Ссылка: http://gimnazia69.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=618&Itemid=119

Цель инновационной деятельности:

    Организация разработки и апробации системного подхода использования технологии музейной педагогики в образовательном процессе, определение сформированности у ребенка духовных и нравственных ценностей в процессе обучения в школе с последующей корректировкой возможных негативных результатов.

Задачи инновационной деятельности:

  • разработка и апробация технологий музейной педагогики в учебной, внеурочной и внеклассной деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности применения музейной педагогики;
  • разработка методических рекомендаций по рациональному использованию в обучающем процессе музейной    педагогики;            
  • совершенствование качества образования средствами музейной педагогики;
  • участие в предметных и творческих конкурсах различного уровня;
  • повышение качества преподавания предметов история, география, литература, природоведение;
  • повышение профессионального уровня педагогических работников МАОУ гимназии №69 города Липецка;
  • обобщение и распространение опыта инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей  родного края.                                                                                                    

Актуальность и инновационность программы:

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

С вступлением в силу с 1.09.2013 года Федерального закона №273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» меняется в современном образовании отношение к изучению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. (ст. 87).

Сегодня государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который свою работу строит в соответствии с нормативно-правовой базой:

  • Конституцией РФ, ст.28, ст.29 (о свободе совести и о свободе информации);
  • Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3, п.1, ст5, п.4);
  • Федеральным законом «Об образовании РФ»;
  • Национальной доктриной образования;
  • Международной конвенцией «О правах ребенка»;
  • «Всеобщей декларацией прав человека»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • «Основами законодательства РФ о культуре»;
  • Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2016 годы»;
  • а также на основании Концепции духовно-нравственного воспитания Федеральных государственных образовательных стандартов.

Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. 

Школьный музей – это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы прошлого. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.   

В гимназии функционирует Совет музеев, в который входят 4 музея гимназии.

Схема деятельности музеев гимназии

Направления деятельности региональной инновационной площадки:

  1. Аналитическая деятельность
  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников гимназии;
  • изучение и анализ состояния и результатов инновационной работы в образовательном учреждении, определение направлений ее совершенствования;
  • сбор и обработка информации о результатах инновационной работы гимназии в области музейной педагогики;
  • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области музейной педагогики.
  1. Информационная деятельность
  • формирование банка педагогической информации (научно-методической, методической и др.);
  • ознакомление педагогических работников с новинками методической и научно - популярной литературы на заседаниях кафедр, педагогических советах и семинарах;
  • ознакомление педагогических работников города Липецка и Липецкой области с опытом инновационной деятельности;
  • создание медиатеки современных учебно-методических материалов.
  1. Организационно - методическая деятельность
  • планирование инновационной работы музейно-педагогического комплекса;
  • утверждение и реализация программы проведения исследовательской, поисковой, проектной и инновационной работы в установленные сроки;
  • участие в организации и проведении фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций учащихся.
  1. Консультационная деятельность
  • организация консультационной работы для педагогических работников гимназии и ОУ города и области;
  • популяризация новейших педагогических и культурологических инноваций;
  • реализация различных форм презентационной и демонстрационной деятельности.
  1. Проектная деятельность
  • разработка краеведческих проектов, рекомендаций по их созданию;
  • поддержка поисковой и инновационной деятельности в рамках музейной педагогики;
  • разработка социальных проектов, способствующих патриотическому воспитанию школьников;
  • разработка культурологических проектов для дальнейшей интеграции в образовательной деятельности гимназии.

Ожидаемы результаты:

  • развитие духовно - нравственных качеств учащихся, позволяющих определять свой выбор и жизненную позицию;
  • создание условий для развития у учащихся гражданской позиции через современные формы воздействия на подрастающее    поколение;
  • повышение компетенции формирования знаний ответственной гражданской позиции по отношению к семье, городу России - родине.

Сроки действия программы инновационной деятельности

Начало – декабрь  2014 г.

Окончание – сентябрь 2019 г.

Этапы инновационной деятельности

I этап - организационный  2014 – 2015 уч. год

II этап - основной  (формирующий)  2015 – 2018 уч. год

III этап - итоговый (завершающий)  2018 – 2019 уч. год

Результаты реализации инновационного проекта:

Нормативно-правовая база

Приказ Управления образования и науки Липецкой области (pdf).
Положение об инновационной площадке ГАУ ДПО ЛО «ИРО» (pdf).
Заявка на открытие РИП (pdf).
Программа региональной инновационной площадки (pdf).
План инновационной работы (pdf).
Планы работы РИП (pdf): 2014-2015  2015-2016  2016-2017  2017-2018.
Отчеты о работе РИП (pdf): 2014-2015  2015-2016  2016-2017.

Образовательные продукты РИП

Программы семинаров

Методические разработки

Участие в конкурсах

База инновационной деятельности:

Программы работы музеев (pdf): Крестьянского быта, Сергея Есенина, Боевой Славы, Этнографического.
Планы работы музеев (pdf): Крестьянского быта, Сергея Есенина, Боевой Славы, Этнографического.
Свидетельства музеев (pdf): Крестьянского быта, Сергея Есенина, Боевой Славы, Этнографического.
Презентации о музеях (pdf): Крестьянского быта, Сергея Есенина, Боевой Славы, Этнографического.

Перспективы

В перспективе планируем продолжить работу в следующих направлениях:

  • оформить новые тематические экспозиции в музеях,
  • создать электронную базу о наиболее ценных экспонатах школьных музеев;
  • организация музейного клуба «Хранители времени»
  • расширить интерактивное музейное пространство для реализации поисково-исследовательской; экспериментальной и научно-познавательной деятельности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике.

Фото

Видео

Наверх