Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СОШ №47 г. Липецка

Название РИП: «Создание педагогической системы, обеспечивающей социализацию личности учащихся через работу в органах ученического самоуправления»

Контакты:
Руководитель: Галкина Г.И. (директор ОУ), sc47@mail.ru, 34-63-17 
Ответственный за работу РИП: Катасонов И.А. (зам.директора), katassonow@mail.ru, 34-81-47

Сайт школы http://sc47.ucoz.ru

Cайт школьного самоуправления:   http://susc47.ucoz.ru

Координатор инновационной площадки: Дроганова Оксана Александровна, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Липецкой области, кандидат педагогических наук

 

Инновационный опыт заключается в создании на базе школы центра совместной работы педагогов и учащихся других образовательных учреждений города и области с целью формирования в каждом ОУ реально существующих и наделённых определёнными полномочиями органов ученического самоуправления; создание сетевых проектов по данному направлению, объединяющих несколько школ; изучение в данных центрах технологий лидерского взаимодействия, современных программ обучения школьного актива.

                  

 

Цели проекта:

- пропагандирование в региональной системе образования результатов деятельности педагогического коллектива МБОУ СОШ №47 по успешной социализации личности школьника;

- освоение механизмов внедрения апробированного педагогического опыта по развитию ученического самоуправления в других образовательных учреждениях.

 

Задачи:

- установить востребованность в системе образования Липецкой области освоенных МБОУ СОШ №47 педагогических практик по социализации личности учащихся;

– демонстрировать успешные результаты своей работы;

– оказать консультационную и научно-методическую помощь образовательным учреждениям области в данном направлении.

 

Исходные теоретические положения

   Те процессы, которые происходят в нашей стране последние 20 с лишним лет, знаковы. Меняется наше сознание, общество не стоит, а движется вперёд. Школа не может оставаться безучастной ко всему, что происходит в стране. Мы должны воспитывать не «плывущих по течению», а людей, двигающих общество. Мы, педагоги, должны учить детей не бояться брать инициативу в свои руки, учить договариваться.

   Именно поэтому в большинстве российских школ созданы органы школьного самоуправления, так называемые Управляющие советы, которые призваны управлять образовательным учреждением демократическим путём, давать возможность всем участникам образовательного процесса (учащимся, родителям, учителям, представителям общественности) принимать участие в решении важных вопросов школьной жизни.

    Особый статус приобретают и органы ученического самоуправления. Это должны быть не ученические советы, созданные формально, а реально действующие активы, принимающие важные решения, затрагивающие интересы, прежде всего, школьников. Это форма самодеятельности детей.

Создать настоящие, реально действующие органы ученического самоуправления в школе невероятно трудное дело. Но это возможно. Необходимо лишь найти тех взрослых, которые проникнутся детскими идеями, которые поверят в реальность детского творчества и поймут, что ученическое самоуправление необходимо как детям, так и взрослым, потому что в основе этой системы – сотрудничество, содружество детей и взрослых.

 

Основная идея

   Инновационный опыт заключается в создании на базе школы центра совместной работы педагогов и учащихся других образовательных учреждений города и области с целью формирования в каждом ОУ реально существующих и наделённых определёнными полномочиями органов ученического самоуправления; создание сетевых проектов по данному направлению, объединяющих несколько школ; изучение в данных центрах технологий лидерского взаимодействия, современных программ обучения школьного актива.   

Модель ученического самоуправления «Демократическая республика «Серебряная Орбита»» была разработана 12 лет назад. Согласно этой модели школа представляет собой государство «Серебряная Орбита» со своим флагом, гербом, денежной единицей. Работа по ученическому самоуправлению в рамках данной модели начинается у нас каждый год с формирования актива. В начале сентября на классных собраниях происходит распределение поручений. Классы делегируют своих представителей в 9 комитетов Школьной думы (по образованию, по правопорядку, по шефской работе, по спорту, по патриотическому воспитанию, по культуре, по труду, по оформительской работе, по средствам массовой информации). Все комитеты имеют наставников из числа педагогов методического объединения организаторов ученического самоуправления. Старосты классов входят в состав Совета старост. Таким образом, у нас формируется Школьный парламент, состоящий из двух палат: Школьной думы и Совета старост. Парламент организует соревнование на лучший классный коллектив, разрабатывает критерии оценивания классов. Заседания парламента проводятся ежемесячно.

    Октябрьское заседание парламента необычное. На нём проходит инаугурация нового президента школы. Избирательная кампания проходит весь сентябрь. Это выдвижение кандидатов от классов, встречи с избирателями, творческие выступления групп поддержки, дебаты. Выборы ежегодно проходят 1 октября.

    Президент набирает правительство и предлагает парламенту на утверждение кандидатуру премьера. Как правило, в правительство приглашаются представители предвыборного штаба победившего кандидата, а также ребята, наиболее активно проявившие себя в работе других предвыборных штабов.

    Премьер-министр проводит заседания правительства (они проходят 1 раз в 2 недели), а также отчитывается о работе правительства перед Школьным парламентом. В правительстве поручения распределяются следующим образом. Каждый министр отвечает за определённое направление работы. А это: Школьный банк, Биржа труда, школьное радио, сайт ученического самоуправления, работа детских и молодёжных объединений, работа межшкольного проекта «Содружество», посещение заседаний городского совета лидеров, ведение рейтинга активности обучающихся школы в ученическом самоуправлении. Кроме того, каждый член правительства помогает развиваться закреплённому за ним комитету Школьной думы, а также отвечает за дежурство классов по школе в свой дежурный день.

    Постоянно совершенствуясь, мы накопили определённый положительный опыт в данном направлении и в 2009 году школе был присвоен статус базового учреждения по ученическому самоуправлению в г.Липецке, а с 2012 года мы – региональная стажировочная площадка по теме «Создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности школьников».

    Модель самоуправления, действующая в нашей школе – это сложноструктурированный механизм, в той или иной степени затрагивающий каждого – от президента школы до рядового ученика.

    В рамках модели в республике также функционируют: Школьный банк, Биржа труда, 3 детских и молодёжных объединения по возрасту и интересам, действует собственная игровая денежная единица, свой печатный орган – газета «Вестник Серебряной Орбиты», школьное радио «Орбита-FM», сайт ученического самоуправления в сети Интернет susc47.ucoz.ru. На страницах сайта можно найти всю нормативно-правовую базу школьной республики, протоколы заседаний школьного парламента, полный состав представителей всех ветвей власти школьного государства, фото и видеоматериалы с наиболее интересных проектов актива самоуправления.

    За время развития модели ученического самоуправления «Школьная республика» у нас появились собственные традиции. Есть мероприятия, без которых сегодня уже невозможно представить жизнь школы. Эти мероприятия готовят и проводят исключительно члены школьного актива. Это кампания по выборам президента школы, школьные олимпийские игры, общешкольный конкурс «Ученик года», открытие «Доски почёта», День дублёра, загородный выездной слёт активистов самоуправления, ежемесячное соревнование на лучший классный коллектив.

                    

Нашей «визитной карточкой» является ежегодный четырёхдневный фестиваль лидеров ученического самоуправления школ города Липецка «Диалог цивилизаций».

          

 

Содержание и методы деятельности

Способы: использование активных форм работы как с учащимися-лидерами ученического самоуправления, так и с педагогами (мастер-классы, составление проектов, мозговой штурм, решение кейсовых задач в группах, использование метода модерации, технологии открытого пространства)

Преимущества: совместное решение проблем социума не по команде «сверху», а «изнутри».

Новизна: использование в качестве социальных партнёров не только крупных шефствующих предприятий, общественных организаций и органов местной власти, но и образовательных учреждений города и области. Трудоёмкость: эта работа – каждодневная, так как в организации ученического самоуправление важна «незаметность» взрослого, но без должной педагогической поддержки самоуправление существовать либо не сможет, либо сделает крен на проведение чисто досуговых мероприятий.

Риск: педагогами это не должно восприниматься как очередное «навязывание», как что-то обязательное, и ни в кое случае их отношение не должно быть формальным!!!

 

Этапы реализации и прогнозируемые результаты

2013-2014: Подготовительный. Создание условий для оформления основных идей программы. Осмысление противоречий и выявление перспективных направлений инновационного развития ОУ, моделирование.

2014-2017: Практико-ориентированный. Реализация основных задач программы. Обеспечение организационно-педагогических условий для реализации программы.

2017-2018: Аналитический. Анализ, обобщение результатов, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития ОУ.

 

Условия организации работы

Данная модель может успешно функционировать при соблюдении следующих условий:

- заинтересованность администрации образовательных учреждений;

- неравнодушное и неформальное отношение педагогов (классных руководителей) к работе по организации ученического самоуправления в классе, в школе;

- создание в школе методического объединения наставников ученического самоуправления;

- владение педагогами-наставниками необходимыми образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными;

- поощрение классных руководителей и педагогов-наставников.

 

Промежуточные результаты

По инициативе и при непосредственном участии лидеров ученического самоуправления в последние годы в ОУ:

- приобретена единая форма для выступления школьных команд на городских и областных конкурсах;

- налажен выпуск школьной сувенирной продукции (значки, брелки, магниты, блокноты, ручки, кружки, бейсболки, часы);

- подготовлено и издано 2 выпуска «Дневника обучающегося 47-й школы», которым пользуются все ученики 5-11 классов. На страницах дневника можно узнать обо всех золотых медалистах школы, победителях и призёрах олимпиад различного уровня, всех президентах школы, председателях совета дружины школьной пионерской организации, учителях-ветеранах и победителях профессиональных конкурсов педагогического мастерства;

- сформирована и успешно функционирует школьная команда КВН, которая успела дважды стать победителем Всероссийской юниор-лиги КВН в Липецкой области;

                                                   

- сформированы 3 школьные команды знатоков «Что? Где? Когда?». Команды «Эрудит», «Содружество» и «Эйнштейны» - постоянные участники городских и региональных турниров.

    Мы регулярно принимаем участие в конкурсах и форумах различного уровня по ученическому самоуправлению. За последние годы мы стали участниками двух всероссийских форумов, проводимых в детском центре «Смена» на Чёрном море. Это форумы «Мегаполис» и «Достижения», где наши активисты поделились опытом свой работы по организации ученического самоуправления с лидерами других регионов.

С 2008 года мы – постоянные участники городских конкурсов «Лидер 21 века» и «Лидер ученического самоуправления». За это время мы 13 раз становились победителями и дважды – призёрами. ОУ 47 – победитель городского конкурса моделей ученического самоуправления. В городском фестивале ученического самоуправления «Диалог цивилизаций» мы неоднократно становились победителями и призёрами в одной из программ игры, трижды – абсолютными победителями. На двух фестивалях абсолютным победителем стала команда проекта «Содружество».

   Школьная газета «Вестник Серебряной орбиты» с 2008 года неизменно принимает участие в городском конкурсе школьных информационных изданий. За это время газета дважды становилась призёром и дважды победителем конкурса.

   В рамках работы по социальному проектированию лидерами ученического самоуправления было подготовлено и реализовано 4 социальных проекта, которые стали победителями конкурса муниципальных социальных грантов.

    В 2010 году наш ученик Колосков Илья стал победителем областного фестиваля молодых лидеров «Вести за собой». Четверо наших учащихся принимали участие во всероссийских финалах лидерских конкурсов, где становились лауреатами. 3 раза мы принимали участие во Всероссийских дистанционных командных турнирах по ученическому самоуправлению, где дважды становились победителями (причём один раз это была команда проекта «Содружество») и ещё один раз призёрами.

   Автор модели Катасонов И.А. дважды становился победителем Всероссийского конкурса организаторов ученического самоуправления.

 

Программа модели самоуправления

Городской инновационный проект «Содружество»

Схема воспитательной системы школы

Подшивка школьной «Вестник Серебряной Орбиты»

Подписка газеты межшкольного проекта «Содружество»

Справочник участника межшкольного фестиваля «Диалог цивилизаций»

Разработки традиционных мероприятий ученического самоуправления

Дневник учащегося 47-й школы

 

 

Фото

Видео

  

Наверх