Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум»

«Модернизация модели социального партнёрства как инструмента для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов»

Юридический адрес: Россия, 398058, г. Липецк, ул. Папина, д. 3а

Тел./факс 8(4742) 41-34-38

E-mail: tehnicum@lipetsk.ru

Сайт: www.lttt48.ucoz.ru

Координатор площадки: Парамонова Елена Александровна

Цель проекта: Осуществление процесса подготовки современного конкурентоспособного специалиста в результате активного взаимодействия социальных партнеров для совершенствования учебного процесса.

Взаимовыгодное сотрудничество системы профессионального образования и работодателей должно быть направлено на обновление программ обучения для стимулирования освоения будущей профессиональной деятельности студентов, реального их участия в выполнении проектных и исследовательских работ, а также  переход к новым формам связи учреждений системы профессионального образования и социальных партнеров для повышения качества образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  1. Формирование систем мониторинга потребностей регионального рынка труда для поддержания актуальной структуры подготовки профессиональных кадров;
  2. Развитие новой системы учета требований к качеству подготовки выпускников при непосредственном участии работодателей в формировании компетенций выпускников и в итоговой оценке качества профессиональной подготовки;
  3. Разработка содержания профессионального образования (от составления компетентностно-ориентированных учебных планов и рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей до фондов оценочных средств результатов обучения);
  4. Участие предприятий-работодателей в совершенствовании организации образовательного процесса, в проведении квалификационных испытаний и итоговой аттестации студентов;
  5. Организация и расширение баз производственной практики студентов на взаимовыгодной основе с работодателем;
  6. Создание системы трудоустройства выпускников;
  7. Развитие профессиональной ориентации абитуриентов и профессионального консультирования выпускников.
  8. Развитие материально-технической базы техникума.
  9. Разработка системы оценки качества подготовки специалистов.

Программа реализации проекта (программы)

Актуальность

Мы живем в сложном, динамично развивающемся обществе. В обществе, которое характеризуется нестабильностью, неопределенностью, конфликтностью происходящих в нем процессов, что отражается не только на социальном аспекте личности, но и затрагивает производственную и экономическую его стороны.

Проблема заключается в том, чтобы человек в этом обществе был социально адаптирован и ощущал себя полноправным членом социума, умел выстраивать адекватные социальные отношения, стремился реализовать свой внутренний потенциал, а как специалист – был конкурентоспособным на рынке труда. Какими качествами должен обладать современный человек? Ответ на этот вопрос многогранен. Для обеспечения возможности оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся социальные и профессиональные ситуации он должен обладать рядом качеств: гибким и открытым умом; способностью к осуществлению права выбора, умением объективно оценивать свои возможности; мобильностью; коммуникативными и организаторскими данными и многими другими характеристиками.

Современные требования к качеству подготовки выпускника учреждений среднего профессионального образования, его конкурентоспособности на рынке труда стремительно меняются в сторону ужесточения. Поэтому задачи, стоящие перед образовательными организациями неотрывно связаны с задачами современного общества, и решаться они должны в содружестве с работодателями.

Развитие современного российского общества характеризуется расстановкой новых акцентов в развитии экономики, политики, культуры, науки, образования и промышленности. Для современного профессионального образования  наиболее актуальна  проблема, связанная с формированием деятельного и позитивно мыслящего специалиста, подготовленного к решению самых сложных задач, которые перед ним может поставить рыночная экономика. Важным фактором, способствующим подготовке успешного специалиста, является социальное партнерство, построенное на тесном взаимодействии системы социальных и государственных институтов, обеспечивающих инновационный характер развития учреждений системы профессионального образования.

Социальное партнерство в системе профессионального образования выступает как совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Он представляет собой инфраструктуру, развитие которой способствует достижению целевых функций, таких как планирование стратегии развития и направления совместной деятельности, организация переговорного процесса между сторонами-партнерами, экспертная работа по определению требований к качеству подготовки специалиста, выработка и согласование локальных нормативных актов, которые призваны фиксировать рамки социального партнерства.

Инновационное развитие учреждений системы профессионального образования связано с изменениями в содержании образования, происходящими в связи с внедрением образовательных стандартов нового поколения. Сопряжение ФГОС СПО и профессиональных стандартов требует тесного сотрудничества образовательных учреждений и социальных партнеров в целях модернизации образовательных технологий учебно-воспитательных процессов, методов и средств обучения.

Особую значимость в реализации программы социального партнерства и профессиональной адаптации выпускников имеет координирование интересов работодателей и системы образования, кадровых запросов предприятий и возможностей СПО. Основными целями развития социального партнерства СПО являются, во-первых, предоставление качественного конкурентоспособного образования будущим специалистам, во-вторых, удовлетворение текущих и будущих потребностей региональных предприятий в квалифицированных кадрах, в-третьих, экономическое взаимодействие.

Направления деятельности региональной инновационной площадки:

1. Аналитическая деятельность

1.1. изучение и анализ нормативно-правовых документов;

1.2. сбор и обработка информации о потребностях регионального рынка труда в специалистах среднего звена сферы торговли, общественного питания и банковской сферы;

1.3. разработка программы инновационного проекта

1.4. изучение, обобщение и распространение полученных результатов для региональной системы образования.

2. Информационная деятельность

2.1 формирование банка данных о ситуации на рынке труда и потребности в обучении на региональном и отраслевом уровне;

2.2. формирование банка педагогической информации (научно-методической, методической и др.);

2.3. ознакомление педагогических работников города Липецка и Липецкой области с опытом инновационной деятельности;

2.4. проведение профориентационных мероприятий в учебных заведениях города Липецка и Липецкой области.

3. Организационно - методическая деятельность

3.1. совместное планирование с социальными партнерами организации системы обучения;

3.2. совместная разработка финансовых механизмов обеспечения жизненного цикла инновационного проекта;

3.3. совершенствование образовательных программ, учебных планов совместно с работодателями;

3.4. организация прохождения студентами производственных практик на предприятиях социальных партнеров;

3.5. участие социальных партнеров в итоговой аттестации, в демонстрационном экзамене.

4. Формирование компетенций инновационной деятельности

Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования следующих компетенций инновационной деятельности и внедрение результатов работы в деятельность образовательной организации:

4.1. способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

4.2. способность к критическому мышлению;

4.3. способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высоконкурентной среде;

4.4. владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Система образования должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

 
Дорожная карта проекта

Основные этапы проекта

Содержание и методы деятельности

Прогнозируемые результаты

Ответственные

Организационный (январь – май 2018г)

Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций.

Анализ качества подготовки специалистов за последние годы, выявление проблем и противоречий.

Изучение потребностей регионального рынка в специалистах среднего звена сферы торговли, общественного питания и банковской сферы.

Формулировка цели и задач проекта, проработка основных этапов, разработка программы проекта.

Разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.

Заявка на соискание статуса региональной инновационной площадки.

Рецензирование и согласование программы проекта.

Тищенко Г.М.

Мерзлякова Е.В.

Подготовительный (сентябрь – декабрь 2018г.)

Анализ ФГОС СПО по специальностям:

38.02.07 Банковское дело;

19.02.10 Технология продукции общественного питания;

38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;

38.02.04 Коммерция (по отраслям);

38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

 

Разработка и адаптация рабочих программ с учетом требований работодателя по специальностям:

38.02.07 Банковское дело;

19.02.10 Технология продукции общественного питания;

38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;

38.02.04 Коммерция (по отраслям);

38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Мерзлякова Е.В.

Гапотченко М.В.

Агаларян Л.В.

Парамонова Е.А.

Лукьянченко О.В.

Овечкина Е.В.

Попова Л.В.

Романова О.А.

Организационно-методический (январь – май 2018г.)

Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, подбор и расстановка кадров, разработка и оформление методического обеспечения по специальностям.

Разработка методик изучения методов контроля и определения показателей качества предоставляемых услуг в сферах торговли и общественного питания.

Изучение системы защиты прав потребителей, механизмов сертификации и стандартизации и возможностей защиты рынка от недоброкачественного импорта.

Разработка приемов и методик ведения деловых переговоров, навыков реализации коммерческой стратегии предприятия.

Анализ формирования эффективной системы государственного регулирования деятельности торговых организаций через инвестиционную, финансово-кредитную политику.

Разработка и реализация методик формирования современного технически оснащенного оптового звена. Изучение форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ.

Экспертиза и согласование рабочих программ по специальностям:

38.02.07 Банковское дело;

19.02.10 Технология продукции общественного питания;

38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;

38.02.04 Коммерция (по отраслям);

38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Составление графика учебного процесса и расписания занятий.

Тищенко Г.М.

Мерзлякова Е.В.

Камерцель Г.Н.

Агаларян Л.В.

Практический (сентябрь 2018г. – сентябрь 2021 г.)

Расширение баз практики.

Взаимодействие с работодателями при разработке рабочих программ.

Привлечение специалистов с предприятий для проведения семинаров, конференций, мастер-классов.

Организация сетевого взаимодействия между предприятиями различной направленности по реализации поставленных целей.

Реализация рабочих программ СПО по специальностям:

38.02.07 Банковское дело;

19.02.10 Технология продукции общественного питания;

38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;

38.02.04 Коммерция (по отраслям);

38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Доработка и комплектация рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебной и производственной практик, методических рекомендаций по выполнению лабораторных и практических занятий, написанию курсовых и дипломных работ (проектов), фондов оценочных средств учебных пособий и электронно-образовательных ресурсов.

Тищенко Г.М.

Мерзлякова Е.В.

Преподаватели и мастера п/о

Обобщающий (сентябрь – декабрь 2021г)

Обработка данных, сравнение полученных результатов с целью и задачами проекта.

Мониторинг востребованности выпускников техникума в предприятиях города и области.

Аналитический отчет реализации проекта. Распространение полученного опыта:

Публикации в журнале «РОСТ», выступления на областных семинарах и конференциях, организация и проведение мастер-классов и интернет-трансляций учебных занятий, издание методических рекомендаций и учебных пособий.

Тищенко Г.М.

Мерзлякова Е.В.

Преподаватели и мастера п/о

Заключительный (январь 2023г)

Количественный и качественный анализ проекта. Рекомендации по использованию положительного опыта подготовки специалистов по смежным (родственным) профессиям.

Квалифицированные и востребованные специалисты в областях:

торговли

общественного питания

банковской деятельности,

владеющие смежными профессиями, трудоустройство на предприятия Липецкой области, мониторинг профессионального и карьерного роста выпускников.

Тищенко Г.М.

Ожидаемые результаты проекта

Перечень требований к специалисту со стороны предприятий регионального рынка труда.

Сравнительная таблица профессиональных компетенций, знаний и умений ФГОС СПО программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям:

  • 38.02.07 Банковское дело;
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;
  • 38.02.04 Коммерция (по отраслям);
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Наличие учебно-программной документации, учебных пособий и методических рекомендаций по специальностям:

  • 38.02.07 Банковское дело;
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;
  • 38.02.04 Коммерция (по отраслям);
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Независимая система оценки качества подготовки студентов по специальностям:

  • 38.02.07 Банковское дело;
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;
  • 38.02.04 Коммерция (по отраслям);
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Трудоустройство всех выпускников по специальностям:

  • 38.02.07 Банковское дело;
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;
  • 38.02.04 Коммерция (по отраслям);
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Положительная динамика профессионального и карьерного роста по данным мониторинга.

Соответствие содержания образования требованиям социальных партнеров и профессиональных стандартов.

Содействие в трудоустройстве выпускников и их адаптации на рынке труда.

Повышение конкурентоспособности выпускников образовательной организации.

Расширение перечня социальных партнеров.

Ресурсное обеспечение инновационного проекта

Кадровое обеспечение

№ п/п

ФИО сотрудника

Должность, образование

Наименование проектов, выполненных при участии специалиста за последние 3 года

Функционал специалиста в проекте

1.

Тищенко Галина Михайловна

директор, высшее

Программа развития образовательного учреждения до 2022 г.

Реализация целевого проекта «Модернизация модели социального партнерства как инструмента для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов»

руководитель проекта

2.

Мерзлякова Елена Валерьевна

заместитель директора, высшее

Программа развития образовательного учреждения до 2022 г.

Создание электронного образовательного ресурса по блоку дисциплин и профессиональных модулей профессиональных циклов

методическое и информационно-аналитическое обеспечение проекта;

нормативно-правовое обеспечение проекта;

руководство проектом

3.

Педагогический коллектив (преподаватели и мастера производственного обучения)

 

Программа развития образовательного учреждения до 2022 г.

Создание электронного образовательного ресурса по блоку дисциплин и профессиональных модулей профессиональных циклов.

взаимодействие с работодателями, разработка программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, формирование независимой оценки качества подготовки специалистов.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

№ п/п

Наименование нормативно-правового акта

(федерального, регионального, муниципального)

Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение проекта

1.

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. с учетом изменений, внесенных ФЗ от 07.06.2013 г. № 120-ФЗ, 02.07.2013 г. № 170-ФЗ, 23.07.2013 г. №203-ФЗ………06.04.2015 г. № 68-ФЗ, 01.05.2017 г. № 93-ФЗ

Проведение итоговой аттестации в профессиональном обучении в форме квалификационного экзамена с обязательным привлечением представителей работодателей и их объединений (ФЗ, ст. 74. Квалификационный экзамен).

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализация приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2.

Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года от 5 декабря 2014 года № Пр-2821; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 29 декабря 2016 года.

Обеспечение в субъектах РФ подготовки кадров по наиболее

востребованным и перспективным специальностям и рабочим

профессиям в соответствии с международными стандартами и

передовыми технологиями.

Реализация инновационных проектов (программ), в области

обеспечения подготовки кадров в субъекте Российской Федерации по наиболее востребованным и перспективным специальностям и

рабочим профессиям в соответствии с международными

стандартами и передовыми технологиями, имеющей существенное

значение для обеспечения модернизации и развития системы

среднего профессионального образования с учетом основных

направлений социально-экономического развития субъекта

Российской Федерации, реализации приоритетных направлений

государственной политики в сфере среднего профессионального

образования.

 

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы»

4.

Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9.

 

Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 года №968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

6.

ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

7.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта

Протокол заседания педагогического совета № 01 от 30 августа 2017 года

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости)

в области обновления содержания образования:

- тиражирование и публичное обсуждение комплекта учебно-программной документации по специальностям:

  • 38.02.07 Банковское дело;
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров;
  • 38.02.04 Коммерция (по отраслям);
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

- внедрение системы взаимодействия образовательного учреждения с работодателями по вопросам организации учебной и производственной практик, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ и проектов, оценивания демонстрационного экзамена по стандартам WSR; нормативно-правовое регулирование взаимодействия; распространение положительного опыта в другие профессиональные организации Липецкой области;

в области развития кадрового потенциала:

- повышение профессионального мастерства и компетентности мастеров производственного обучения и преподавателей на ведущих предприятиях города Липецка и Липецкой области, в АОУ ДПО «Липецкий институт развития образования»;

- привлечение для преподавательской деятельности представителей работодателя;

- активное использование института наставничества.

в области обновления и совершенствования нормативно-правовой базы:

Разработать и утвердить:

- положение об экспертизе и согласовании рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик, фонда оценочных средств, учебного плана и графика учебного процесса;

- порядок проведения независимой оценки качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена.

Переход и заключение эффективного контракта между образовательной организацией и работодателем.

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (её) ресурсного обеспечения

Успешная реализация поставленных задач позволит привести содержание и структуру среднего профессионального образования в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития Липецкой области, и повышение доступности качественных образовательных услуг. Кроме того, позволит удовлетворить социальный заказ общества к качеству подготовки выпускника техникумов (колледжей), сделать его конкурентоспособным в обществе и на рынке труда.

Трудоустройство выпускников, владеющих смежными профессиями, поможет удовлетворить потребности регионального рынка в рабочих кадрах и специалистах, способных быстро реагировать на изменяющиеся профессиональные ситуации. Профессионализм и мобильность даст возможность карьерного роста и успешной адаптации в социуме.

В рамках организационно — методического этапа программы был проведен семинар, приуроченный к областной олимпиаде профессионального мастерства по укрупнённой группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

 

Тема доклада

ФИО выступающего

Вступительное слово

Мерзлякова

Елена Валерьевна,

заместитель директора ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум»

Инновационная площадка как инструмент взаимодействия участников социального партнерства

Парамонова

Елена Александровна,

заведующий отделением ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум»

Организация социального партнерства – важнейшее условие реализации образовательной программы

Сушкова

Ольга Васильевна, преподаватель ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

Совершенствование системы подготовки кадров в условиях реализации социального партнерства

Голикова

Светлана Алексеевна,

заместитель директора по учебно-методической работе ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

Взаимодействие с образовательной организацией по вопросам организации производственной практики

Морозова

Виктория Вячеславовна,

руководитель отдела персонала ООО «Лента»

 

Содействие в трудоустройстве выпускников и их адаптация на рынке труда

Левина

Елена Анатольевна, руководитель отдела персонала ООО «Европа» – «Европа-27»

 

Опыт взаимодействия ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» с образовательными организациями

Бойкова

Инна Николаевна, заместитель директора ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения»

Дуальная система обучения как инструмент комплексного освоения профессиональных компетенций студентами ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Аникеева

Юлия Сергеевна,

Лукьянова

Ольга Алексеевна, преподаватели ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Социальное партнерство в Усманском промышленно-технологическом колледже

Ильченко

Валерий Яковлевич, заведующий отделением ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

Перспективы развития социального партнерства ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Животенко

Татьяна Ивановна, преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Повышение уровня профессионального мастерства и компетентности в условиях погружения в реальную профессиональную среду в рамках производственной практики»

Полянская

Марина Александровна,

преподаватель ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум»

Общая дискуссия, обмен мнениями по вопросам семинара

Участники деловой программы

Подведение итогов семинара

 

 Презентация к семинару.

Доклад  «Инновационная площадка как инструмент взаимодействия участников социального партнерства»

Участники семинара получили сертификаты.

 

Фото

Наверх