«Модернизация модели социального партнёрства как инструмента для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов»
Юридический адрес: Россия, 398058, г. Липецк, ул. Папина, д. 3а
Тел./факс 8(4742) 41-34-38
E-mail: tehnicum@lipetsk.ru
Сайт: www.lttt48.ucoz.ru
Координатор площадки: Парамонова Елена Александровна
Цель проекта: Осуществление процесса подготовки современного конкурентоспособного специалиста в результате активного взаимодействия социальных партнеров для совершенствования учебного процесса.
Взаимовыгодное сотрудничество системы профессионального образования и работодателей должно быть направлено на обновление программ обучения для стимулирования освоения будущей профессиональной деятельности студентов, реального их участия в выполнении проектных и исследовательских работ, а также переход к новым формам связи учреждений системы профессионального образования и социальных партнеров для повышения качества образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Задачи:
Программа реализации проекта (программы)
Актуальность
Мы живем в сложном, динамично развивающемся обществе. В обществе, которое характеризуется нестабильностью, неопределенностью, конфликтностью происходящих в нем процессов, что отражается не только на социальном аспекте личности, но и затрагивает производственную и экономическую его стороны.
Проблема заключается в том, чтобы человек в этом обществе был социально адаптирован и ощущал себя полноправным членом социума, умел выстраивать адекватные социальные отношения, стремился реализовать свой внутренний потенциал, а как специалист – был конкурентоспособным на рынке труда. Какими качествами должен обладать современный человек? Ответ на этот вопрос многогранен. Для обеспечения возможности оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся социальные и профессиональные ситуации он должен обладать рядом качеств: гибким и открытым умом; способностью к осуществлению права выбора, умением объективно оценивать свои возможности; мобильностью; коммуникативными и организаторскими данными и многими другими характеристиками.
Современные требования к качеству подготовки выпускника учреждений среднего профессионального образования, его конкурентоспособности на рынке труда стремительно меняются в сторону ужесточения. Поэтому задачи, стоящие перед образовательными организациями неотрывно связаны с задачами современного общества, и решаться они должны в содружестве с работодателями.
Развитие современного российского общества характеризуется расстановкой новых акцентов в развитии экономики, политики, культуры, науки, образования и промышленности. Для современного профессионального образования наиболее актуальна проблема, связанная с формированием деятельного и позитивно мыслящего специалиста, подготовленного к решению самых сложных задач, которые перед ним может поставить рыночная экономика. Важным фактором, способствующим подготовке успешного специалиста, является социальное партнерство, построенное на тесном взаимодействии системы социальных и государственных институтов, обеспечивающих инновационный характер развития учреждений системы профессионального образования.
Социальное партнерство в системе профессионального образования выступает как совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Он представляет собой инфраструктуру, развитие которой способствует достижению целевых функций, таких как планирование стратегии развития и направления совместной деятельности, организация переговорного процесса между сторонами-партнерами, экспертная работа по определению требований к качеству подготовки специалиста, выработка и согласование локальных нормативных актов, которые призваны фиксировать рамки социального партнерства.
Инновационное развитие учреждений системы профессионального образования связано с изменениями в содержании образования, происходящими в связи с внедрением образовательных стандартов нового поколения. Сопряжение ФГОС СПО и профессиональных стандартов требует тесного сотрудничества образовательных учреждений и социальных партнеров в целях модернизации образовательных технологий учебно-воспитательных процессов, методов и средств обучения.
Особую значимость в реализации программы социального партнерства и профессиональной адаптации выпускников имеет координирование интересов работодателей и системы образования, кадровых запросов предприятий и возможностей СПО. Основными целями развития социального партнерства СПО являются, во-первых, предоставление качественного конкурентоспособного образования будущим специалистам, во-вторых, удовлетворение текущих и будущих потребностей региональных предприятий в квалифицированных кадрах, в-третьих, экономическое взаимодействие.
Направления деятельности региональной инновационной площадки:
1. Аналитическая деятельность
1.1. изучение и анализ нормативно-правовых документов;
1.2. сбор и обработка информации о потребностях регионального рынка труда в специалистах среднего звена сферы торговли, общественного питания и банковской сферы;
1.3. разработка программы инновационного проекта
1.4. изучение, обобщение и распространение полученных результатов для региональной системы образования.
2. Информационная деятельность
2.1 формирование банка данных о ситуации на рынке труда и потребности в обучении на региональном и отраслевом уровне;
2.2. формирование банка педагогической информации (научно-методической, методической и др.);
2.3. ознакомление педагогических работников города Липецка и Липецкой области с опытом инновационной деятельности;
2.4. проведение профориентационных мероприятий в учебных заведениях города Липецка и Липецкой области.
3. Организационно - методическая деятельность
3.1. совместное планирование с социальными партнерами организации системы обучения;
3.2. совместная разработка финансовых механизмов обеспечения жизненного цикла инновационного проекта;
3.3. совершенствование образовательных программ, учебных планов совместно с работодателями;
3.4. организация прохождения студентами производственных практик на предприятиях социальных партнеров;
3.5. участие социальных партнеров в итоговой аттестации, в демонстрационном экзамене.
4. Формирование компетенций инновационной деятельности
Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования следующих компетенций инновационной деятельности и внедрение результатов работы в деятельность образовательной организации:
4.1. способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
4.2. способность к критическому мышлению;
4.3. способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высоконкурентной среде;
4.4. владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
Система образования должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
Основные этапы проекта |
Содержание и методы деятельности |
Прогнозируемые результаты |
Ответственные |
Организационный (январь – май 2018г) |
Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Анализ качества подготовки специалистов за последние годы, выявление проблем и противоречий. Изучение потребностей регионального рынка в специалистах среднего звена сферы торговли, общественного питания и банковской сферы. Формулировка цели и задач проекта, проработка основных этапов, разработка программы проекта. Разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом. |
Заявка на соискание статуса региональной инновационной площадки. Рецензирование и согласование программы проекта. |
Тищенко Г.М. Мерзлякова Е.В. |
Подготовительный (сентябрь – декабрь 2018г.) |
Анализ ФГОС СПО по специальностям: 38.02.07 Банковское дело; 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
|
Разработка и адаптация рабочих программ с учетом требований работодателя по специальностям: 38.02.07 Банковское дело; 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.03 Операционная деятельность в логистике. |
Мерзлякова Е.В. Гапотченко М.В. Агаларян Л.В. Парамонова Е.А. Лукьянченко О.В. Овечкина Е.В. Попова Л.В. Романова О.А. |
Организационно-методический (январь – май 2018г.) |
Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, подбор и расстановка кадров, разработка и оформление методического обеспечения по специальностям. Разработка методик изучения методов контроля и определения показателей качества предоставляемых услуг в сферах торговли и общественного питания. Изучение системы защиты прав потребителей, механизмов сертификации и стандартизации и возможностей защиты рынка от недоброкачественного импорта. Разработка приемов и методик ведения деловых переговоров, навыков реализации коммерческой стратегии предприятия. Анализ формирования эффективной системы государственного регулирования деятельности торговых организаций через инвестиционную, финансово-кредитную политику. Разработка и реализация методик формирования современного технически оснащенного оптового звена. Изучение форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ. |
Экспертиза и согласование рабочих программ по специальностям: 38.02.07 Банковское дело; 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.03 Операционная деятельность в логистике. 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Составление графика учебного процесса и расписания занятий. |
Тищенко Г.М. Мерзлякова Е.В. Камерцель Г.Н. Агаларян Л.В. |
Практический (сентябрь 2018г. – сентябрь 2021 г.) |
Расширение баз практики. Взаимодействие с работодателями при разработке рабочих программ. Привлечение специалистов с предприятий для проведения семинаров, конференций, мастер-классов. Организация сетевого взаимодействия между предприятиями различной направленности по реализации поставленных целей. Реализация рабочих программ СПО по специальностям: 38.02.07 Банковское дело; 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 38.02.05 Экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.03 Операционная деятельность в логистике. |
Доработка и комплектация рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебной и производственной практик, методических рекомендаций по выполнению лабораторных и практических занятий, написанию курсовых и дипломных работ (проектов), фондов оценочных средств учебных пособий и электронно-образовательных ресурсов. |
Тищенко Г.М. Мерзлякова Е.В. Преподаватели и мастера п/о |
Обобщающий (сентябрь – декабрь 2021г) |
Обработка данных, сравнение полученных результатов с целью и задачами проекта. Мониторинг востребованности выпускников техникума в предприятиях города и области. |
Аналитический отчет реализации проекта. Распространение полученного опыта: Публикации в журнале «РОСТ», выступления на областных семинарах и конференциях, организация и проведение мастер-классов и интернет-трансляций учебных занятий, издание методических рекомендаций и учебных пособий. |
Тищенко Г.М. Мерзлякова Е.В. Преподаватели и мастера п/о |
Заключительный (январь 2023г) |
Количественный и качественный анализ проекта. Рекомендации по использованию положительного опыта подготовки специалистов по смежным (родственным) профессиям. |
Квалифицированные и востребованные специалисты в областях: торговли общественного питания банковской деятельности, владеющие смежными профессиями, трудоустройство на предприятия Липецкой области, мониторинг профессионального и карьерного роста выпускников. |
Тищенко Г.М. |
Перечень требований к специалисту со стороны предприятий регионального рынка труда.
Сравнительная таблица профессиональных компетенций, знаний и умений ФГОС СПО программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям:
Наличие учебно-программной документации, учебных пособий и методических рекомендаций по специальностям:
Независимая система оценки качества подготовки студентов по специальностям:
Трудоустройство всех выпускников по специальностям:
Положительная динамика профессионального и карьерного роста по данным мониторинга.
Соответствие содержания образования требованиям социальных партнеров и профессиональных стандартов.
Содействие в трудоустройстве выпускников и их адаптации на рынке труда.
Повышение конкурентоспособности выпускников образовательной организации.
Расширение перечня социальных партнеров.
Кадровое обеспечение
№ п/п |
ФИО сотрудника |
Должность, образование |
Наименование проектов, выполненных при участии специалиста за последние 3 года |
Функционал специалиста в проекте |
1. |
Тищенко Галина Михайловна |
директор, высшее |
Программа развития образовательного учреждения до 2022 г. Реализация целевого проекта «Модернизация модели социального партнерства как инструмента для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов» |
руководитель проекта |
2. |
Мерзлякова Елена Валерьевна |
заместитель директора, высшее |
Программа развития образовательного учреждения до 2022 г. Создание электронного образовательного ресурса по блоку дисциплин и профессиональных модулей профессиональных циклов |
методическое и информационно-аналитическое обеспечение проекта; нормативно-правовое обеспечение проекта; руководство проектом |
3. |
Педагогический коллектив (преподаватели и мастера производственного обучения) |
|
Программа развития образовательного учреждения до 2022 г. Создание электронного образовательного ресурса по блоку дисциплин и профессиональных модулей профессиональных циклов. |
взаимодействие с работодателями, разработка программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, формирование независимой оценки качества подготовки специалистов. |
Нормативно-правовое обеспечение проекта
№ п/п |
Наименование нормативно-правового акта (федерального, регионального, муниципального) |
Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение проекта |
1. |
ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. с учетом изменений, внесенных ФЗ от 07.06.2013 г. № 120-ФЗ, 02.07.2013 г. № 170-ФЗ, 23.07.2013 г. №203-ФЗ………06.04.2015 г. № 68-ФЗ, 01.05.2017 г. № 93-ФЗ |
Проведение итоговой аттестации в профессиональном обучении в форме квалификационного экзамена с обязательным привлечением представителей работодателей и их объединений (ФЗ, ст. 74. Квалификационный экзамен). Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализация приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. |
2. |
Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года от 5 декабря 2014 года № Пр-2821; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 29 декабря 2016 года. |
Обеспечение в субъектах РФ подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. Реализация инновационных проектов (программ), в области обеспечения подготовки кадров в субъекте Российской Федерации по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, имеющей существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы среднего профессионального образования с учетом основных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере среднего профессионального образования.
|
3. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» |
|
4. |
Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9. |
|
|
Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» |
|
5. |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 года №968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; |
|
6. |
ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям |
|
7. |
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р |
Протокол заседания педагогического совета № 01 от 30 августа 2017 года
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости)
в области обновления содержания образования:
- тиражирование и публичное обсуждение комплекта учебно-программной документации по специальностям:
- внедрение системы взаимодействия образовательного учреждения с работодателями по вопросам организации учебной и производственной практик, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ и проектов, оценивания демонстрационного экзамена по стандартам WSR; нормативно-правовое регулирование взаимодействия; распространение положительного опыта в другие профессиональные организации Липецкой области;
в области развития кадрового потенциала:
- повышение профессионального мастерства и компетентности мастеров производственного обучения и преподавателей на ведущих предприятиях города Липецка и Липецкой области, в АОУ ДПО «Липецкий институт развития образования»;
- привлечение для преподавательской деятельности представителей работодателя;
- активное использование института наставничества.
в области обновления и совершенствования нормативно-правовой базы:
Разработать и утвердить:
- положение об экспертизе и согласовании рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик, фонда оценочных средств, учебного плана и графика учебного процесса;
- порядок проведения независимой оценки качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена.
Переход и заключение эффективного контракта между образовательной организацией и работодателем.
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (её) ресурсного обеспечения
Успешная реализация поставленных задач позволит привести содержание и структуру среднего профессионального образования в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития Липецкой области, и повышение доступности качественных образовательных услуг. Кроме того, позволит удовлетворить социальный заказ общества к качеству подготовки выпускника техникумов (колледжей), сделать его конкурентоспособным в обществе и на рынке труда.
Трудоустройство выпускников, владеющих смежными профессиями, поможет удовлетворить потребности регионального рынка в рабочих кадрах и специалистах, способных быстро реагировать на изменяющиеся профессиональные ситуации. Профессионализм и мобильность даст возможность карьерного роста и успешной адаптации в социуме.
В рамках организационно — методического этапа программы был проведен семинар, приуроченный к областной олимпиаде профессионального мастерства по укрупнённой группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Тема доклада |
ФИО выступающего |
Вступительное слово |
Мерзлякова Елена Валерьевна, заместитель директора ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум» |
Инновационная площадка как инструмент взаимодействия участников социального партнерства |
Парамонова Елена Александровна, заведующий отделением ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум» |
Организация социального партнерства – важнейшее условие реализации образовательной программы |
Сушкова Ольга Васильевна, преподаватель ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» |
Совершенствование системы подготовки кадров в условиях реализации социального партнерства |
Голикова Светлана Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
|
Взаимодействие с образовательной организацией по вопросам организации производственной практики |
Морозова Виктория Вячеславовна, руководитель отдела персонала ООО «Лента»
|
Содействие в трудоустройстве выпускников и их адаптация на рынке труда |
Левина Елена Анатольевна, руководитель отдела персонала ООО «Европа» – «Европа-27»
|
Опыт взаимодействия ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» с образовательными организациями |
Бойкова Инна Николаевна, заместитель директора ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» |
Дуальная система обучения как инструмент комплексного освоения профессиональных компетенций студентами ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» |
Аникеева Юлия Сергеевна, Лукьянова Ольга Алексеевна, преподаватели ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» |
Социальное партнерство в Усманском промышленно-технологическом колледже |
Ильченко Валерий Яковлевич, заведующий отделением ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж» |
Перспективы развития социального партнерства ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» |
Животенко Татьяна Ивановна, преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» |
Повышение уровня профессионального мастерства и компетентности в условиях погружения в реальную профессиональную среду в рамках производственной практики» |
Полянская Марина Александровна, преподаватель ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум» |
Общая дискуссия, обмен мнениями по вопросам семинара |
Участники деловой программы |
Подведение итогов семинара |
|
Доклад «Инновационная площадка как инструмент взаимодействия участников социального партнерства»
Участники семинара получили сертификаты.