Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ лицей №1 г. Усмани

Тема инновационной площадки: «Формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности»

Руководитель: к.п.н., доцент кафедры естественно-научного и математического образования ГАУДПО ЛО «ИРО» Кузнецова Нина Михайловна

                                                                                                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                       «Лицей №1 г. Усмани Липецкой области

                                                                 имени Героя Советского Союза Б. А. Котова»

Адрес: 399370, Липецкая область, г. Усмань, ул. Чернышевского, д. 118

Телефон: 84747221138

e-mail: usmsch01@yandex.ru

сайт: http://licei-usman.ru/

                                            

Цель работы инновационной площадки:

Формирование и развитие метапредметных результатов учащихся на основе технологии формирующего оценивания для овладения учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Задачи:

  • Определить наиболее эффективные учебно-методические условия для формирования метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности при использовании технологии формирующего оценивания;
  • Разработать систему занятий в рамках программы надпредметного курса «Экология» для учащихся 5 классов, разработать систему занятий в рамках программы надпредметного курса «Экология растений» для учащихся 6 классов.
  • Разработать инструментарий диагностики проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «экологический отчет» и «карта наблюдений учителя».

Новизна программы

     Новизна программы заключается в осуществлении формирования метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности.

Реализация программы предполагает организацию работы по следующим этапам:

Подготовительный этап: январь – март 2018 г

  • Разработка инструментария для оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «экологический отчет» и «карты наблюдений учителя».
  • Создание системы занятий в рамках программы надпредметного курса «Экология» для учащихся 5 классов.
  • Подбор диагностических методик.
  • Создание творческой группы педагогических работников, осуществляющих эксперимент.
  • Осуществление апробации модели «эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений», разработанной в рамках сетевого проекта «Формирование метапредметных умений школьников при использовании различных форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»

Через проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, при овладении ими метапредметными умениями, будет применена технология формирующего оценивания (выявление прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение), это обеспечит овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Для этого используется модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений, разработанная в рамках сетевого проекта.

Модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. По ФГОС ОО различают несколько основных направлений учебно-исследовательской деятельности:

ФГОС ООО

Предметный курс «Экология»

Направления

  • Исследовательское
  • Инженерное
  • Прикладное
  • Информационное
  • Социальное
  • Игровое
  • Творческое
  • Исследовательское
  • Информационное
  • Творческое

 

Проектная деятельность – это деятельность, направленная на создание новых объектов практически значимых для учащихся и предполагает следующие направления работы в рамках внеурочного курса:

ФГОС ООО

Предметный курс «Экология»

Продукт:

  • Письменная работа
  • Художественная творческая работа
  • Материальный объект
  • Отчётные материалы
  • Социальное
  • Игровое
  • Творческое
  • Макет
  • Газета
  • Экологический путеводитель
  • Модель
  • Фотоальбом
  • Стенд
  • Буклет
  • Коллекция
  • Гербарий
  • Электронная презентация

Процесс – работа по выполнению проекта. Исследовательская деятельность

В рамках занятий

Исследовательская деятельность

Создание проекта

Защита проекта

Конференция, круглый стол.

Помимо специфических черт учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеют общие, что связывает их в единое целое. Это целеполагание, формулировка задач, которые следует решить, планирование, оформление их результатов, а также выбор методов, приёмов и средств, адекватных поставленным целям работы.

Для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках внеурочного курса предполагается создание следующих учебно-методических условий:

Формы организации занятий: образовательные экспедиции (экскурсии), лабораторные опыты; практические занятия.

Технология – деятельностный подход в обучении, развивающее обучение, технология проектно – исследовательской деятельности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Приёмы обучения:

  • применения дидактических средств: использование наглядности, работа с различными источниками информации;
  • организационные: постановка задач, организация самостоятельной работы, самоанализ;
  • активизации познавательной деятельности: занимательные задание, проблемный вопрос, организация обсуждения, создание ситуации успеха

В рамках надпредметной внеурочной программы «Экология» предполагается усвоение следующих межпредметных понятий:

  1. гипотеза
  2. цель
  3. задачи
  4. система
  5. факт
  6. закономерность
  7. анализ
  8. синтез
  9. сопоставление
  10. интерпретация
  11. обобщение.

 

Метапредметные умения у учащихся будут формироваться через проектную и учебно-исследовательскую деятельность на основе формирующего оценивания (выявление прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение) для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

 

Практический этап: апрель 2018г – декабрь 2020г.

Апробация программы надпредметного курса «Экология» в 5 классах на базе МБОУ лицея №1 г. Усмани.

Апробация программы надпредметного курса «Экология растений» в 6 классах на базе МБОУ лицея №1 г. Усмани на основе созданных учебно-методические условий для освоения учащимися основ проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Проведение мониторинговые исследования и обобщение полученных данных. Предусматривается внесение коррективов.

 

Обобщающий этап: сентябрь- декабрь 2020г.

Проведение количественного и качественного анализа программы.

Отражение результатов работы в публикациях, отчетах, выступлениях.

 Трансляция опыта в учреждениях Липецкой области в форме семинарах муниципального и регионального уровней, участие в научно-практических конференициях, публикации на образовательных сайтах и в журнале «Рост».

 

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

 

Подготовительный этап (январь – март 2018 г).

     - Наличие Программы инновационной деятельности.

     - Наличие Плана работы инновационной деятельности.

     - Овладевание педагогами профессиональными компетенциями в рамках реализации программы.

     Практический этап (апрель 2018г – декабрь 2020г.).

     - Аппробация программы надпредметного курса «Экология» в 5 классах.

    - Аппробация программы надпредметного курса «Экология растений» в 6 классе.

    - Создание учебно-методические условия для освоения учащимися основ проектной и учебно-исследовательской деятельности.

     - Проведение мониторингов по определению сформированности у учащихся метапредметных умений на основе формирующего оценивания.

     Обобщающий этап (сентябрь- декабрь 2020г.).

- Анализ и обобщение результатов инновационной деятельности.

- Представление педагогического опыта на региональном и муниципальном уровнях через мастер – классы, выступления на семинарах и конференциях.

- Подготовка публикаций в методическом пособии, в журнале «РОСТ», на сайте лицея.

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

 

Предмет мониторинга

Средства мониторинга

Количество обучающихся в образовательной организации, участвующих в реализации ИП

Анализ документации, педагогическое наблюдение

Уровень сформированности метапредметных результатов

Диагностические работы, проводимые учителем, администрацией лицея.

Эффективность использования технологии формирующего оценивания

Анализ индивидуальных карт, отслеживающих динамику результатов формирования метапредметных результатов

Уровень и качество подготовленных групповых и индивидуальных проектов.

Оценка за защиту группового или индивидуального проекта на этапе промежуточной аттестации

 

 

Результаты деятельности инновационной площадки

(по состоянию на октябрь 2018 года)

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Продукты

Подготовительный этап – январь – март 2018 г

 

1.

Разработка модели эффективного взаимодействия основных компонентов программы по формированию метапредметных умений в рамках учебного курса «Экология»

январь – март

2018 г

Участники инновационной деятельности

Программа инновационной площадки

2.

Разработка инструментария для оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «экологического отчета» и «карты наблюдений учителя».

январь – март

2018 г

Участники инновационной деятельности

Рабочая программа

  надпредметного внеурочного курса

«Экология»

3.

Разработка системы занятий в рамках программы учебного курса «Экология» для учащихся 5 классов.

январь – март

2018 г

Учитель

Экологический отчет

Карта наблюдения учителя

4.

Отработка нормативно-правовой основы.

январь – март

2018 г

Участники инновационной деятельности

Положение о проектной деятельности

 

Положение о тьюторстве

5.

Подбор диагностических методик.

январь – март

2018 г

Учитель

Критерии по формирующему оцениванию

6.

Создание творческой группы педагогических работников, осуществляющих эксперимент.

январь – март 2018 г

Участники инновационной деятельности

Положение о МО по горизонтали

Мастер-класс

Презентация «Формирующее оценивание»

Практический этап – апрель 2018г – декабрь 2020г

 

1.

Апробация программы учебного курса «Экология» в 5  классах на базе МБОУ лицея №1 г. Усмани.

Апробация программы учебного курса «Экология растений» в 6  классах на базе МБОУ лицея №1 г. Усмани

 

учебный год

2018 – 2019

учебный год

2019 – 2020

учебный год

сентябрь – декабрь 2020г

Учитель

Технологическая карта занятия по экологии

Фото

Наверх