Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СОШ №2 с. Казаки Елецкого муниципального района

Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области

Адрес: 399746 Липецкая область Елецкий район с. Казаки ул. Мира 2  (корпус №1)

             399747 Липецкая область Елецкий район с. Казаки ул. Заводская 96  (корпус №2)

Телефоны: 8(47467) 96-3-39 (корпус №1)

                     8(47467) 96-1-70 (корпус №2)

E-mail: elrsc17@mail.ru

Официальный сайт:  http://schoolkazaki-2.ru

Координатор инновационной площадки: к.п.н., доцент кафедры естественно-научного и математического образования ГАУДПО ЛО «ИРО» Кузнецова Нина Михайловна


Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями

Актуальность инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО».

Школа участвует в инновационном сетевом проекте кафедры естественнонаучного и математического образования ГАУДПО ЛО «ИРО»

Тема  сетевого проекта: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ  РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Тема площадки МБОУ СОШ №2 с.Казаки «Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями»

Актуальность темы инновационной площадки «Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями» связана с необходимостью решения целого ряда вопросов, характерных для современного этапа развития региональной системы образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Фундамент для формирования у учащихся метапредметных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств, как необходимого условия построения современной модели образования, закладывается не на отдельном предмете, а в освоении комплекса предметов и внеурочной деятельности. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного метода, проектно-исследовательской деятельности как основы формирования метапредметных умений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках интегрированного внеурочного курса «Клуб исследователей» будет дополнять и расширять урочную деятельность, позволит реально освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий, способствовать формированию УУД, создаст благоприятные условия для успешного овладения школьниками ключевыми компетенциями. Урок по-прежнему является основной формой учебно-воспитательной процесса в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, занятия на уроке имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учащихся, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации из-за уменьшения количества часов по предмету «Биология». Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности при её интеграции с урочной. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применить их в жизненных ситуациях. Внеурочная деятельность по биологии и экологии – это также межпредметное взаимодействие, которое позволяет расширить кругозор учащихся, привить интерес к этим предметам.

Федеральным стандартом определено, что основной оценкой достижения метапредметных умений за курс основной школы станет защита итогового индивидуального проекта, что предполагает рассмотрение проектной деятельности учащихся с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения учащегося, ориентированная на формирование и развитие метапредметных результатов. Все эти направления легли в основу построения инновационной программы.

Важным является и тот факт, что работа по программе инновационной площадки станет школой саморазвития и для учителя, что поможет ему успешно формировать и развивать профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

Цель программы инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:

  • Формирование и развитие метапредметных умений учащихся через осуществление преемственных связей внеурочной и урочной деятельности как основы создания целостного образовательного пространства.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой проблеме и опыт организации проектной и учебно-исследовательской работы во внеурочной деятельности, её связь с урочной в школах Липецкой области и МБОУ СОШ №2 с. Казаки.
  • Разработать основные преемственные направления связи внеурочной и урочной деятельности через проектную и учебно-исследовательскую деятельность, создать систему занятий в рамках программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для учащихся 5 – 7 классов.
  • Сформировать инструментарий оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе «дневника исследователя» и «карты наблюдений учителя» для определения сформированности метапредметных умений.
  • Обобщить и распространить опыт инновационной площадки «Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями» с целью развития профессиональных компетенций педагогов.

Сроки реализации проекта

начало – январь 2018 года,

окончание –декабрь 2020 года

Этапы содержания и методы деятельности

  • Подготовительный этап: январь – март 2018 г

Определение и осуществление основных направлений преемственных связей внеурочной и урочной деятельности как основы создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями (на основе использования разработанной модели «Преемственная связь внеурочной и урочной деятельности», схема 1).

Разработка инструментария для оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «дневника проекта ученика» и «карты наблюдений учителя».

Разработка системы занятий в рамках программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для учащихся 5 – 7 классов.

Анализ примерной основной образовательной программы основного общего образования ФГОС, научно – педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме и опыта организации проектной и учебно-исследовательской работы во внеурочной деятельности, её связи с урочной в школах Липецкой области, МБОУ СОШ №2 с. Казаки.

Подбор и создание диагностических методик по мониторингу УУД.

      Создание творческой группы педагогических работников, участвующих в инновационной работе.

       Можно предположить, что если основой проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся при овладении ими метапредметными умениями будет являться преемственная связь внеурочной и урочной деятельности, то это позволит создать целостное образовательное пространство для успешного овладения школьниками ключевыми компетенциями (схема 1).

Схема1

                                                                                                        Схема 1

Преемственная связь внеурочной и урочной деятельности

Центральной частью модели является схема эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений (схема 2)

                                                                                                        Схема 2

Эффективное взаимодействие основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. По ФГОС ОО различают несколько основных направлений учебно-исследовательской деятельности:

ФГОС ООО

Внеурочный курс «Клуб исследователей»

Направления

  • Исследовательское
  • Инженерное
  • Прикладное
  • Информационное
  • Социальное
  • Игровое
  • Творческое
  • Исследовательское
  • Информационное
  • Творческое

 

Проектная деятельность – это деятельность, направленная на создание новых объектов практически значимых для учащихся и предполагает следующие направления работы в рамках внеурочного курса:

ФГОС ООО

Внеурочный курс «Клуб исследователей»

      Продукт:

  • Письменная работа
  • Художественная творческая работа
  • Материальный объект
  • Отчётные материалы
  • Социальное направление
  • Игровое направление
  • Творческое направление
  • Макет
  • Газета
  • Книга
  • Модель
  • Фотоальбом
  • Стенд
  • Буклет
  • Коллекция
  • Гербарий
  • Электронная презентация

Процесс – работа по выполнению проекта

Исследовательская деятельность

В рамках занятий

Исследовательская деятельность

Создание проекта

Защита проекта

Конференция, круглый стол, заседание клуба.

Помимо специфических черт учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеют общие, что связывает их в единое целое. Это целеполагание, формулирование задач, которые следует решить, планирование, оформление результатов, а также выбор методов, приёмов и средств, адекватных поставленным целям работы.

Для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках внеурочного курса «Клуб исследователей» предполагается создание следующих учебно-методических условий:

Формы организации занятий: исследовательская практика; образовательные экспедиции (экскурсии), лабораторные опыты; практические занятия.

Технология – деятельностный подход в обучении, проектно – исследователская технология, игровая, ТРИЗ, технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Использование ЭОР и разнообразных средств обучения.

Методы обучения (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому):

-по источнику передачи и восприятия информации: словесные (беседа, дискуссия, конференция), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (практическая работа);

-по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;

-по степени самостоятельности мышления: продуктивные;

-по характеру управления работой: самостоятельная работа.

Приёмы обучения:

-применения дидактических средств: использование наглядности, работа с различными источниками информации;

-организационные: постановка задач, организация самостоятельной работы, самоанализ;

-активизации познавательной деятельности: занимательные задания, проблемный вопрос, организация обсуждения, создание ситуации успеха.

В рамках инновационной программы предполагается усвоение следующих межпредметных понятий: гипотеза, цель, задачи, система, факт, закономерность, анализ, синтез, сопоставление, интерпретация, обобщение.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые будут формироваться у учащихся в ходе реализации программы.

  • Практический этап: апрель 2018г – декабрь 2020

-Апробация программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 5 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки. Апробация программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 6 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки. Апробация программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 7 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки.

- Создание учебно-методических условия для освоения учащимися основ проектной и учебно-исследовательской деятельности.

-Обеспечение методического сопровождения работы инновационной площадки.

-Проведение мониторинговых исследований, обучающихся 5-7-х классов: начальный (вводный) мониторинг, промежуточный, итоговый. 

-Анализ и обобщение полученных данных.

  • Обобщающий этап: сентябрь - декабрь 2020

       -Анализ результатов и обобщение опыта по реализации программы инновационной деятельности.

       -Отражение результатов работы в публикациях, отчетах, выступлениях.

       -Трансляция опыта в учреждениях Липецкой области.

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

  • Подготовительный этап: январь – март 2018 г

        - Создание основных преемственных направлений связи внеурочной и урочной деятельности через проектную и учебно-исследовательскую деятельность (на основе модели «Преемственная связь внеурочной и урочной деятельности»).

         - Разработка инструментария для оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «дневника проекта ученика», «карты наблюдений учителя» и системы занятий в рамках программы внеурочной деятельности.

     - Формирование условий для профессионального роста педагогов: участие в семинарах и конференциях.

        -  Овладение педагогами профессиональными компетенциями в рамках реализации программы.

  • Практический этап: апрель 2018 г– декабрь 2020 г
  1. Осуществление инновационной деятельности на основе модели «Преемственная связь внеурочной и урочной деятельности» на основе эффективного взаимодействия основных её компонентов по формированию метапредметных умений в рамках внеурочного курса «Клуб исследователей» на основе:

   -реализации программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 5 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки;

   -реализации программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 6 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки;

   -реализации программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» в 7 классах на базе МБОУ СОШ №2 с. Казаки.

  1. Создание целостного образовательного пространства внеурочной и урочной деятельности на основе:

   - учебно-исследовательской и проектной деятельности, заложенной в программе «Клуба исследователей»;

   - реализации учебно-методических условий (форм организации занятий, форм организации учебной деятельности, методов, приемов, технологий), заложенных в модель «Преемственная связь внеурочной и урочной деятельности» в рамках внеурочного курса «Клуб исследователей»

  1. Создание и ведение сайта для использования его ресурсов обучающимися и педагогами.

4. Использование результатов мониторинговых исследований учащихся для анализа результативности поставленных задач по формированию метапредметных умений.

  • Обобщающий этап: сентябрь - декабрь 2020 г

      -Анализ и обобщение результатов инновационной деятельности.

      -Представление педагогического опыта на региональном и муниципальном уровнях через  мастер – классы, выступления на семинарах и конференциях.

-Подготовка публикаций в методическом пособии, в журнале «РОСТ», на сайте школы.


Результаты реализации инновационного проекта:

Публикации

ФИО автора

Публикация

1

Радина М.В., Кузнецова Н.М.

Содержательные аспекты внеурочной деятельности, ее основные направления, виды и формы. [Текст] /Н.М. Кузнецова // Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ЕМО. Предметные концепции как методологическая основа модернизации содержания и технологий обучения» - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017г. С.60-66.

2.

Радина М.В.

Формирование метапредметных умений, как основы урочной и внеурочной деятельности обучающихся [Текст] /Н.М. Кузнецова // Сб. материалов XX Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ЕМО. Предметные концепции как методологическая основа модернизации содержания и технологий обучения» - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017г. С.87.

3

Радина М.В.

Пути формирования метапредметных умений, как основы урочной и внеурочной деятельности обучающихся [Текст] /Н.М. Кузнецова // Сб. материалов XXI Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ЕМО. Инновационные процессы в ЕМО и развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС» - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018г. С.139.

4

Кузнецова Н.М., Радина М.В.

Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства // Жернал «Рост»2(35) 2018г С.76.

Выступления

27.04.2018 г. Региональный семинар на региональной площадке по реализации муниципальных программ повышения качества образования МБОУ СОШ с. Красное.

Выступление по теме: «Создание сайта сетевого проекта»

20.09.2018 г. Семинар-практикум по теме: «Учебно-методические материалы для формирования основных предметных понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в изучении химии и биологии» г.Усмань. 

Выступление по теме: «Пути формирования метапредметных умений  как основы урочной и внеурочной деятельности обучающихся»

23.10.2018 г. Семинар ГАУДПО ЛО «ИРО» по теме «Инновационные процессы  в естественно-математическом образовании и развитие профессиональных компетентностей  педагога в условиях реализации ФГОС»

Выступление по теме: «Преемственность внеурочной и урочной деятельности как основа создания целостного образовательного пространства при овладении обучающимися метапредметными умениями

 

Фото

Наверх