Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СШ №70 г. Липецка (ОРКСЭ)

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по духовному краеведению в процессе реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в урочной и внеурочной деятельности

Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №70 г. Липецка
Адрес: 398036, г. Липецк, пр победы, д. 122,130

Телефоны

+7 (4742) 41-58-82 секретарь основной школы
+7 (4742) 46-08-23 секретарь начальной школы и дошкольных групп

Электронная почта

sc70.lipetsk@yandex.ru основная школа
nosh70@mail.ru начальная школа и дошкольные группы
Сайт: http://www.sc70.ru
Координатор инновационной площадки: Углов Д.В. (к.ф.н., преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО»

Цели и задачи инновационного проекта

  • Развитие  метапредметных умений учащихся через проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры», модуль «Основы светской этики»), ОДНКНР, внеурочную деятельность «Мой родной край».
  • Духовно-нравственное воспитание  учащихся через реализацию комплексного курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры», модуль «Основы светской этики»), ОДНКНР, программу внеурочной деятельности «Мой родной край», сотрудничество с религиозными организациями.
  • Использование полученных результатов для обеспечения преемственности внеурочной и урочной деятельности учащихся.

Задачи:

  • Проанализировать целевой и содержательный разделы основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО
  • Проанализировать опыт  организации проектно - исследовательской деятельности в школах Российской Федерации, Липецкой области и МБОУ СШ № 70
  • Определить на практике эффективность предложенной модели взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений.
  • Создать учебно-методические условия для освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
  • Разработать систему занятий в рамках программы внеурочной деятельности «Мой родной край» для учащихся 2-4 классов.
  • Разработать инструментарий оценки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Провести мониторинг по сформированности у учащихся метапредметных умений (стартовый, промежуточный и итоговый).
  • Обобщить и распространить опыт экспериментальной площадки «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по духовному краеведению в системе организации преподавания курсов ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры», модуль «Основы светской этики»), ОДНКНР, внеурочной деятельности», с целью развития профессиональных компетенций педагогов.

«Духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями»


Основная идея программы «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по духовному краеведению в системе организации преподавания курсов ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры, модуль Основы светской этики), ОДНКНР, внеурочных занятий» связана с необходимостью решения целого ряда вопросов, характерных для современного этапа развития системы образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности строится на  системе базовых национальных ценностей. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами необходима интеграция всех программ духовно-нравственного развития личности.

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в современной школе, особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать и оживить познавательную деятельность учащихся, способствует проявлению  и развитию индивидуальных качеств ученика.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

Введение в школьную программу предметов ОРКСЭ и ОДНКНР  дает возможность усилить воспитательные функций общеобразовательного учреждения во взаимодействии с семьей, общественными и православными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

На уровне начального общего образования в школе в рамках комплексного курса ОРКСЭ реализуются следующие модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», а также реализуется программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

В школе сложилась система взаимодействия с Липецкой епархией.

Это расширяет образовательное и воспитательное поле, служит формированию личностных  качеств   школьника.

Важным является и тот факт, что работа по программе инновационной площадки станет школой саморазвития и для учителя, что поможет ему успешно формировать и развивать профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и  знаний при решении профессиональных задач.

Фото

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОРКСЭ (ОПК):

Разработка урока «Правоcлавные традиции русского народа» конспект презентация

Разработка урока «Крещение Руси» конспект презентация

ОРКСЭ (ОСЭ):

Разработка урока «Душа согревается добром» (4 класс) конспект презентация

Разработка урока «Семья. Семейные традиции конспект презентация

Внеурочная деятельность:

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край»

Разработки занятий

«Экскурсия в школьный музей «Русич»

«Самый главный праздник» конспект презентация

«Птицы нашего края» конспект презентация

«Традиции русского чаепития»

«Погружаемся в творчество А. С. Пушкина»

«Имя в истории нашего края. Л. Н. Толстой»

«Липецкий курорт»

«Знаменитые люди Липецкого края. Святитель Тихон» конспект презентация

«Сергей Бехтеев – певец Святой Руси»

«Елец — город воинской славы»

Проектно-исследовательская деятельность:

«Что в имени тебе моем»

«Музеи моего города»

«Книга памяти»

«История города. Липецкий курорт»

«История города. Улица Дворянская (Ленина)»

«История в деталях. Кинотеатры»

«Символы нашего города»

«Заповедные территории Липецкой области»

«Елецкое кружево. История и современность»

«Герои труда — земляки»

«Выдающиеся люди земли липецкой. К. Н. Игумнов»

«Водоемы нашего города и Липецкой области. Реки Дон и Воронеж»

Распространение опыта:

Статья «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», зам. директора по УВР И. М. Калинина

Статья "Краеведение на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР  как источник духовно-нравственного воспитания школьников",  учитель ОРКСЭ Сурова Галина Михайловна презентация

Участие в олимпиадах и конкурсах:

 

Прогнозируемые результаты:

·        Функционирование созданной модели эффективного взаимодействия основных её компонентов по формированию метапредметных умений в рамках урочного курса ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры, модуль Основы православной культуры), ОДНКР и внеурочного курса «Мой родной край».

·        Создание оптимальных учебно-методических условий для реализации программы «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по духовному краеведению в системе организации преподавания курсов ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры, модуль Основы светской этики), ОДНКР и внеурочной деятельности».

·        Повышение уровня сформированности метапредметных умений у учащихся 2-4 классов, занимающихся по программе внеурочного курса «Мой родной край».

·        Активизация познавательной деятельности учащихся.

·        Повышение уровня нравственной воспитанности.

·        Трансляция педагогического опыта на муниципальном и региональном  уровнях.

Формы представления результатов

·        Оказание консультативных услуг.

·        Участие в школьных, муниципальных и региональных конференциях.

·        Проведение семинаров, мастер-классов.

·        Разработка методического пособия «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по духовному краеведению в системе организации преподавания курсов ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), ОДНКР, внеурочной деятельности» (из опыта работы).

·        Разработка методического пособия «Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» для 2-4 классов (система занятий)

 

Перспективы развития инновационного проекта

Несомненна положительная роль инновационной площадки в развитии системы воспитательного  процесса школы. Велики возможности краеведения как ресурса духовно-нравственного воспитания личности обучающихся.

В перспективе развития инновационного проекта планируется расширение сетевого партнерства: сотрудничество с ДДТ «Октябрьский», детской библиотекой «Солнечная». 

Наверх