Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СОШ №3 г. Усмани

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Усмани Липецкой области

Директор - Шарапова Надежда Ивановна

Адрес: 399370 Липецкая область, г.Усмань, ул. Шмидта, 15

Телефон: 8(47472) 2-17-52.

Электронная почта: uschool03@mail.ru

Официальный сайт: http://uschool3.narod.ru/

Региональная инновационная площадка по теме:

«Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»

Научный руководитель: Аксёнова И.В.- зав.кафедрой естественнонаучного и математического образования  ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», к.п.н., доцент  

Ответственный исполнитель:  Шарапова Н.И, директор МБОУ СОШ № 3, г. Усмани

Экспериментатор: Брыкина Е.В.- учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 3, г. Усмани

Дата открытия региональной инновационной площадки и реквизиты документа: приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.05.2017г. № 1169 «О признании МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области региональной инновационной площадкой»

Химия, являясь частью естественнонаучного образования, вносит существенный вклад в научное понимание мира. Химия наполняет конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире, дает необходимую пищу для размышлений о коренных свойствах окружающего мира, для тренировки и развития интеллекта.

Сегодня перед российской школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных ключевых компетенций, необходимых для динамичной адаптации человека к обществу и полноценного функционирования в нем. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит пропедевтике знаний, поскольку именно на пропедевтическом этапе закладываются и формируются первоначальные представления о науке и областях ее применения.

В настоящее время предмет химии перешел в разряд не престижных наук. Это сложная наука, которая может заинтересовать только пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. В последнее время личность школьника сильно изменилась. У учащихся снижается любознательность, падает интерес к предмету, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации. Выходом из данной ситуации может быть пропедевтический курс химии 7 класса, который призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Для формирования первичных химических понятий большое значение имеет химический эксперимент, позволяющий учителю одновременно формировать теоретические знания и экспериментальные умения.

Еще одна проблема в школьном химическом образовании заключается в том, что сократился объем часов на изучение школьного предмета химии. Возникает угроза перегрузки в усвоении учащимися курса химии основной школы, снижения уровня усвоения химических знаний, сложность в формировании и развитии УУД.

Возможно, раннее изучение химии необходимо и потому, что без химических знаний невозможно сформировать у учащихся целостную картину мира. К тому же чем раньше ученик познает химические реакции и получит знания о разного рода веществах, тем в большей безопасности будут его жизнь и здоровье. Его отношение к окружающей среде будет бережнее, грамотнее.

Безусловно, урочная форма преподавания предмета даст результат в единстве с внеурочной деятельностью учащихся. Знания, полученные на уроке, как показывает многолетний опыт преподавания, закрепленные после уроков практически, усваиваются прочно и надолго. Внеурочная деятельность учащихся, на мой взгляд, и способна помочь воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету, расширить горизонты знаний по предмету.

Как следствие выше сказанному необходимо вести планомерное преподавание предмета с 7 класса  на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», (Просвещение) с целью формирования у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; общекультурного развития личности средствами учебного предмета, повышения познавательного интереса к предмету через систему аудиторных и внеаудиторных занятий.

 

Цель инновационной  деятельности: формирование первичных химических понятий и экспериментальных умений на пропедевтическом этапе обучения химии через систему аудиторных и внеаудиторных занятий  на основе  нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», (Просвещение).

 

Задачи инновационной деятельности:

  • Определить дидактические и методические условия для формирования метапредметных и предметных результатов учащихся в изучении пропедевтического курса химии.
  • Разработать критериальную базу сформированности метапредметных и предметных результатов.
  • Сформировать у учащихся первоначальные знания о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; достичь общекультурное развитие личности средствами учебного предмета.
  • Обновить содержание форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс» (Просвещение).
  • Создать технологические карты уроков, методические разработки внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, программы дополнительного образования, формирующих первоначальные основы школьного химического образования.
  • Определить пути создания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с целью удовлетворения познавательных потребностей всех групп учащихся                          

 

Прогнозируемые  результаты:

  • Реализация учебных планов формирования метапредметных и предметных результатов учащихся с учетом современного научно-методического обеспечения, обновления содержания, форм, методов, технологий обучения на уроках и во внеурочной работе. 
  • Повышение качества химических знаний и интереса к химии.
  • Повышение степени вовлеченности учащихся в проектно – исследовательскую деятельность.
  • Повышение профессионального мастерства педагога по обновлению содержания, форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии через открытые уроки, мастер- классы, семинары и др.
  • Сформированность метапредметных универсальных учебных действий.
  • Увеличение количества победителей и призеров интеллектуальных турниров и научно – практических конференций различных уровней.

 

Результаты педагогического эксперимента показали:

  • высокий уровень усвоения материала программы пропедевтического курса учащимися 7 класса; значительное повышение:
  • качества знаний учащихся 8 классов, изучавших систематический курс химии после пропедевтического курса химии,
  • уровней сформированности общеучебных умений у школьников экспериментальных классов
  • интереса к предмету у школьников экспериментального класса, а также подтвердили развивающий характер, предложенной методики обучения.

 

Инновационная деятельность по теме проекта на данном этапе, использование основ корпоративного управления позволили создать необходимые условия для непрерывного профессионально-личностного роста педагога, обеспечивающие его готовность к реализации ФГОС и деятельности в соответствии с профессиональным стандартом;

 

Перспективы

  • Развитие профессиональной компетентности учителя как динамичного процесса усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущего к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование.
  • Построение единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в виде активных форм обучения для каждого школьника на максимальном уровне возможностей в соответствии с требованиями ФГОС.

Выступления

22.09.2017 г. Выступление на Межрегиональном семинаре ассоциаций учителей химии, биологии по теме «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»

20.03.2017 г. Семинар на инновационной площадке  ГАУ ДПО ЛО «ИРО»  г.Грязи. Выступление по теме: «Пропедевтика химического образования залог качества образования»

27.04.2018 г. Семинар на региональной площадке по реализации муниципальных программ повышения качества образования МБОУ СОШ с. Красное. Выступление по теме: «Использование современных технологий образования для формирования  основных химических понятий в изучении химии».

20.09.2018 г. В рамках сетевого проекта «Пропедевтика химического образования» региональный семинар-практикум по теме: «Учебно-методические материалы для формирования основных предметных понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в изучении химии и биологии» г.Усмань. 

 

Публикации:

Октябрь 2017г

Сборник ГАУ ДПО ЛО «ИРО» Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования». Предметные концепции как методологическая основа модернизации содержания и технологий обучения. Статья: «Формирование  основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии».

 

Программа инновационной деятельности площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» по теме: «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»

Дополнительная общеразвивающая программа химической направленности по теме: «Мир глазами химика».

Методическая разработка урока по теме: «Строение атома»

Буклет. Инновационная площадка МБОУ СОШ №3 г. Усмани по теме: «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»

Презентация по теме: «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»

Презентация

 

Презентация по теме: «Технологии достижения метапредметных результатов образования в рамках урочной и внеурочной деятельности»

Достижение результатов

Видео:

 Брыкина Е.В., учитель биологии и химии МБОУ СОШ №3 г.Усмани Липецкой области

 

Фото

Наверх