Аннотация
В проекте разработана модель формирования исследовательских умений семиклассников, представлена диагностика учебной мотивации и предложены варианты организации данной работы, подходы к оценке достижений учащихся в проектной деятельности
Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования естественнонаучного мировоззрения семиклассников (на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», Просвещение)»
Цель инновационной деятельности: формирование естественно - научного мировоззрения семиклассников при изучении пропедевтического курса химии в условиях организации проектно – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету химии:
- создать модель формирования исследовательских умений семиклассников;
- подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
- формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
2. Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:
- формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
- формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
- делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.
3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:
- развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;
- совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов.
4. Воспитывать экологическую грамотность:
- формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды;
- формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.
5. Создать мотивационную основу обучения через обновление форм, средств, методов и технологий в реализации пропедевтического курса химии на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс» (Просвещение).
Планируемые результаты:
С учетом внедрения и реализации ФГОС в практику образовательной деятельности можно сформулировать следующие принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов:
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов освоения части основной образовательной программы по химии;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе оценки способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих в процессе участия в этой деятельности предусмотренные стандартом умения самооценки и взаимооценки;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в процессе овладения опытом научно-исследовательской деятельности;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и другое.
Прогнозируемые результаты
Предусматривается оптимальное построение единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования, используя технологию научно-исследовательского проектирования в соответствии с требованиями ФГОС.
Результаты
Участники проекта совместно с другими детьми занимаются в школьном научном обществе «УНИВЕР», участвуют в творческих и исследовательских проектах. Для участников проекта проводятся научно-практические семинары, деловые игры, экскурсии на предприятия города и области, а также в лаборатории факультетов и институтов ЛГТУ. В доступной и интересной форме ребята знакомятся с правилами работы над исследовательским проектом, учатся презентовать проекты, слушать докладчиков и задавать вопросы по теме проекта.
Положительная динамика психологического и интеллектуального развития учащихся.
Тестирование учащихся по методике Матюхиной М.В и Андреевой указывают на рост заинтересованности детей к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Повышение мотивации к совместной деятельности с учителем и другими детьми. Родители становятся активными участниками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Участие семиклассников в научно-практических конференциях, выставках, форумах, олимпиадах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ «Калейдоскоп науки»
- Козырев Сергей Призер 2 степени.
Международная олимпиада проекта intolimp.org «Химия-7класс»
- Козырев Сергей Призер 3 степени
- Числова Полина Призер 3 степени
- Окорокова Мария Призер 3 степени
Международная олимпиада проекта compedu.ru «Химия-7класс»
- Козырев Сергей Призер 3 степени
- Числова Полина Призер 3 степени
- Окорокова Мария Призер 3 степени
- Волкова Диана Призер 3 степени
- Глушкова Мария Призер 3 степени
- Банная Анастасия Призер 3 степени
- Зобнин Бенедикт Призер 3 степени
- Кузьменко Елизавета Призер 3 степени
Всероссийская предметная блиц- олимпиада информационно- образовательного портала «Одаренные дети России»
- Козырев Сергей Победитель
Международный конкурс «Круговорот знаний» (химия-7класс)
- Козырев Сергей Победитель
- Числова Полина Победитель
- Банная Анастасия Победитель
Международный конкурс проект «interkon. onlaine « Планета знаний»
- Козырев Сергей Победитель
- Кузьменко Елизавета Победитель
- Окорокова Мария Победитель
Обобщение и распространение собственного инновационного педагогического опыта
Выступления
- 22.09. 2017г. Выступление на Межрегиональном семинаре ассоциаций учителей химии, биологии, географии, физики и математики Липецкой области с участием представителей других регионов (в т.ч. в заочном режиме, в режиме видеоконференцсвязи) по теме «Формирование исследовательских умений в пропедевтическом курсе химии(из опыта работы)»
- 17.11. 2017 Курсы повышения квалификации ГАУДПО ЛО «ИРО». Мастер-класс «Формирование исследовательских умений в пропедевтическом курсе химии.»
- 17.11. 2017 Курсы повышения квалификации ГАУДПО ЛО «ИРО». Открытый урок «Способы разделения смесей» (7класс)
- 20.03.2017 Семинар на инновационной площадке ГАУ ДПО ЛО «ИРО» г.Грязи. Выступление «Пропедевтика химического образования в условиях реализации ФГОС»
- 27.04.2018 Семинар на региональной площадке по реализации муниципальных программ повышения качества образования МБОУ СОШ с. Красное Краснинского муниципального района. Выступление «Профессиональная компетентность – формула успеха современного педагога».
- 20.09.2018 в рамках сетевого проекта "Пропедевтика химического образования" региональный семинар-практикум " Учебно-методические материалы для формирования основных предметных понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в изучении химии и биологии"г. Усмань. Выступление Современный урок химии в условиях реализации ФГОС СОО.(из опыта работы) Синельниковой Т.Н. учителя химии МАОУ СОШ№29 г. Липецка
Публикации
- Сборник ГАУ ДПО ЛО «ИРО» .Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования». Октябрь 2017. Статья «Формирование исследовательских умений в пропедевтическом курсе химии»
Конкурсы
- Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по педагогике «Хрустальная сова -2017» лауреат 3 степени
- Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Профессионал-2017» лауреат 1 степени
- Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по педагогике .
- "Лучшая методическая разработка -2017"лауреат 3 степени
- III Международный конкурс педагогический конкурс «Учу учиться» диплом победителя 2 степени
Перспективы
Данный проект может быть реализован учителем на уровне любой образовательной организации.
Для этого необходимы:
- УМК по химии, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; дополнительная и методическая литература ;
- оборудованный кабинет химии;
- опыт работы МАОУ СОШ №29 по реализации инновационного проекта: «Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования естественнонаучного мировоззрения семиклассников (на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», Просвещение)»