Школьная служба примирения
как форма восстановительной медиации в регулировании отношений участников образовательного процесса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова Липецкой области.
История нашей школы и традиции воспитания связаны с историей двух учебных заведений: Данковского духовного училища (в настоящее время здание нашей школы) при Покровском мужском монастыре (1813-1918) и Данковской мужской гимназии (1914-1918).
Адреса осуществления образовательной деятельности:
Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова
Директор: Блинова Наталья Александровна
399850, Липецкая область, г. Данков, ул. Энгельса, д. 7, телефон:
(47465) 6-62-34
399850, Липецкая область, г. Данков, ул. Пионерская, д. 11/1,
телефон: (47465) 6-65-49
Сайт: http://mougimnazy01.ukoz.ru
Адрес электронной почты: mousosh01@yandex.ru
Актуальность
В настоящее время проблема позитивного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной и требует новых подходов в регулировании спорных, конфликтных ситуаций.
Во исполнение Указа Президента РФ В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», вышедшего в июне 2012 года, Правительством РФ в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка», был разработан План внеочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений «Национальной стратегии …», в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия», которого среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия» указываются такие как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на решение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».
Рассматривая образование как открытую социальную систему с её многочисленными взаимосвязями между участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией, учениками, родителями, отмечаем, что между ними выстраиваются социальные, профессиональные, межличностные взаимоотношения. Эти многочисленные взаимосвязи могут сопровождаться и конфликтными ситуациями. В качестве профилактических мероприятий в разрешении конфликтных ситуаций в образовательной среде является применение новых технологий – медиативных.
В 2012 году мы подключились к реализации проекта о школьной медиации. В гимназии была создана школьная служба примирения (группа подростков с руководителем Новичковой Н.Н. – психологом гимназии), целью работы которой являлось содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода. В состав школьной службы примирения вошли учащиеся 8-11 классов, обученные проведению примирительных программ. Конфликты рассматривались как психологом школы, так и в смешанном составе: взрослый и школьник. Такой состав позволял сделать работу службы не только более авторитетной, но и заслуживающей доверие школьников, поскольку предусматривал наличие «детского представителя» в разрешении конфликта.
Участники школьной службы примирения вместе с руководителем проводили программы примирения в ситуации межличностных конфликтов (учащийся-учащийся, учащийся-педагог, педагог-родитель), возникающие из-за нецензурных оскорблений, угроз, причинения незначительного материального ущерба, взаимных обид и т.д. Кроме этого, в службе могут рассматриваться более сложные конфликтные отношения, следствием которых могут быть длительные прогулы учащихся, изгои в классе.
Можно с уверенностью сказать, что включение детей в вопросы внутренней жизни школы, в процессы управления ОУ и в активную деятельность во внешнем, ближайшем социуме позволяет к моменту окончания школы приобрести ценнейший для дальнейшей жизни опыт – по позитивному разрешению конфликтов, по началам управления организационными структурами и социальными процессами внутри коллектива, в области креативной социальной деятельности.
2. Цель и задачи программы:
Цель: профилактика конфликтов, формирование культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у всех участников образовательного процесса через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП) в соответствии с принципами восстановительной медиации.
Задачи:
- Формирование представлений о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов.
- Информирование обучающихся, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.
- Создание условий для освоения участниками паттернов бесконфликтного поведения.
- Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций.
- Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
3. Теоретические положения программы.
Теоретико-методологической основой программы явились следующие подходы: деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева; системный подход детерминации психических явлений и поведения личности (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); современные исследования по проблеме конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.Н. Васильев, С.М. Емельянов, А.Я.Кибанов и др.), теория отношений (Н.Я. Мясищев), концепция развития служб примирения (Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю.).
Основные принципы восстановительного подхода:
1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2.Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения (исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни и здоровья).
3.Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что Служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Восстановительный подход – система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуациях конфликта, взаимонепонимания и напряженности в отношениях между людьми. Восстановительное разрешение конфликтов помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами (спорами).
«Группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и восстановительному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников.
Школьная служба примирения (ШСП) МБОУ СОШ №1 г. Данкова - утвержденная приказом руководителя образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений несовершеннолетних.
4. Новизна.
Программа имеет социально - педагогическую направленность, отвечает современным запросам общества и государства, способствует повышению социальной адаптации и готовности участников образовательного процесса к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности, обладающей конфликтологической компетентностью.
«Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования» (Методические рекомендации, 2015).
Служба примирения инициирует в школе несколько процессов:
1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ (медиации, «Кругов сообщества», «Школьных
конференций», «Семейных конференций»).
2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей восстановительной культуры, чтобы в школе реже использовались
административные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и
манипуляции учащихся.
3. Дополнение и усиление восстановительными практиками существующих в
школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания,
педагогические и методические советы, классные часы и пр.).
А возможность сетевого взаимодействия служб примирения образовательных организаций позволит иметь единую нормативную базу, выработать на практике единообразие заполнения документации по функционированию службы примирения.
5. Этапы реализации программы
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Планируемые результаты |
|
||
|
|
|
|
||||
1.1. |
Утверждение проекта на заседании Экспертного совета ГАУДПО ЛО «ИРО» |
декабрь 2016 г. |
Куратор службы примирения – |
Приказ о создании школьной службы примирения. Утверждение Положения |
|
||
1.2 |
Создание рабочей группы и разработка правовой базы школьной службы примирения |
Октябрь 2016-январь 2017 |
Руководитель ОУ Куратор службы примирения |
|
|||
1.3. |
Распределение функций между участниками реализации программы. |
Руководитель ОУ
|
|
||||
|
|
|
|
||||
2.1. |
Изучение опыта работы служб примирения образовательных организаций других регионов |
сентябрь 2016 - декабрь 2016 г. |
Куратор службы примирения |
Формирование примерной модели ШСП для ОУ |
|
||
2.2. |
Разработка программы образовательного учреждения: «Школьная Служба Примирения». |
Декабрь 2016 г. -январь2017г. |
Руководитель ОУ Куратор службы примирения |
Проведение совещания и внесение при необходимости изменений в календарный план работы ШСП |
|
||
2.3. |
Организация информационно-просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам службы примирения и восстановительной медиации |
январь 2016 г. – февраль 2017 г. |
Руководитель ОО Куратор службы примирения |
Информирование родителей (законных представителей) о работе ШСП (цели, задачи, оказываемая помощь и др.), повышение их комптенции в вопросах мирного урегулирования конфликтов, сохранения и укрепления здоровья, развития коммуникативных навыков. |
|
||
2.4. |
Подбор диагностического инструментария для изучения психологических критериев конфликтности и их проявления в поведении, отбора «медиаторов-ровесников» |
февраль 2017 г. |
Драганова О.А. Куратор службы примирения |
|
|
||
2.5. |
Формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения |
На протяжении всего проекта |
Руководитель ОУ Куратор службы примирения |
Формирование творческой группы из педагогов, прошедших подготовку. |
|
||
|
|
|
|
||||
3.1. |
Скрининговая первичная диагностика психологического взаимодействия участников образовательного процесса |
март 2017 г. - май 2017 г. |
Куратор службы примирения |
|
|
||
3.2. |
Организация сетевого взаимодействия инновационных площадок |
сентябрь 2017 – июнь 2019 |
Драганова О.А., руководители ОО |
Взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях |
|
||
3.3 |
Беседы с детьми и их родителями (законными представителями) на родительских собраниях и индивидуальных консультациях |
На протяжении всего проекта |
Куратор ШСП |
Повышение социальной активности, развитие толерантности и коммуникативных способностей; укрепление новых традиций школы и т.д. |
|
||
3.4 |
Выпуск информационного стенда, плаката, памятки о работе ШСП, размещение информации на сайте школы |
1 раз в полугодие |
Куратор ШСП, классные руководители |
Информирование участников образовательного процесса о наличии и деятельности ШСП. Развитие толерантности. Наличие страницы с соответствующей информацией о ШСП на сайте школы. |
|
||
3.5 |
Обучение учащихся – членов ШСП. |
На протяжении всей деятельности |
Куратор ШСП |
Налаживание работы творческой группы ШСП, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов о образовательной среде. |
|
||
3.6 |
Проведение программ примирения с предоставлением отчетов о проделанной восстановительной работе |
По мере необходимости |
Куратор ШСП, инициативная группа |
Защита законных интересов участников образовательного процесса |
|
||
3.7. |
Проведение научно-методических семинаров, вебинаров, круглых столов, тренингов по теме проекта |
сентябрь 2017 – апрель 2019 |
Драганова О.А. руководители ОО; кураторы служб примирения |
Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в вопросах сохранения и укрепления здоровья в том числе посредством работы ШСП; |
|
||
3.8 |
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам) |
На протяжении всей деятельности |
Куратор ШСП |
Подготовка отчета, заключения о деятельности ШСП |
|
||
|
|
|
|
||||
4.1. |
Отражение результатов инновационной деятельности ОО |
Июль 2019 г. - ноябрь 2019 г. |
Руководитель ОО Куратор службы примирения |
Подготовка публикаций, выступлений, отчетов |
|
||
4.2. |
Обобщение и анализ опыта |
Куратор службы примирения |
Оценка эффективности деятельности ШСП. Проведение заседания (совещания) о проведенных программах примирения, подведение итогов, обозначение пробле и стратегий дальнейшего развития. |
|
|||
4.3 |
Скрининговая итоговая диагностика психологического взаимодействия участников образовательного процесса |
октябрь 2019-ноябрь 2019 |
Куратор службы примирения |
подготовка отчета о деятельности ШСП |
|
Этапы реализации программы:
1) Организация информационно-просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам служб примирения и восстановительной медиации.
1.1.Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации.
1.2.Организация презентационного семинара по службе примирения для руководителя образовательной организации, его заместителей, педагога-психолога, социального педагога и 3-4 педагогов.
1.3.Организация информационно-просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы примирения (школьной медиации).
1.4.Согласование с родителями обучающихся возможности этой деятельности позволяет получить их поддержку, а кроме того, часто улучшает детско-родительские отношения.
В результате реализации первого этапа создания Службы в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы примирения (медиации).
2) Формирование основного состава службы примирения.
2.1. Назначение куратора службы - активного взрослого, который будет работать в ней в течение года. На практике кураторами в большинстве случаев становились педагог-психолог, социальный педагог, либо заместитель директора по воспитательной работе.
Для кураторов Службы обучение на тренинге обязательно, поскольку они будут не только управлять службой примирения, но и проводить медиацию в сложных случаях (конфликты между педагогами, между администрацией образовательной организации и родителями, в случаях совершения правонарушения). Куратор службы организует: отбор кандидатов в службу и их обучение, направление в достаточном количестве информации о конфликтах из администрации, супервизию, обсуждение со школьниками этических вопросов работы медиатора или ведущего, клуб ведущих, взаимодействие на межшкольном уровне. В его функции входит также составление отчетов.
2.2. Формирование «групп равных» (выбор медиаторов-ровесников).
При формировании состава медиаторов-ровесников важно учесть мнение обучающихся, будущих участников служб примирения (медиации) и администрации образовательной организации. В службу приглашаются ученики 6-7-х и 8-10-х классов.
Отбор подростков возможен через тестирование, тренинг или по приглашению или рекомендации учителей. В службу приглашаются обучающиеся учащихся 8-10-х классов. Так, при тестировании с помощью социометрического метода («Если тебе грустно или ты с кем-то поругался, к кому из учеников класса ты смог бы обратиться?»). Ребята пишут имена одноклассников, если чье-то имя повторяется более трех раз, значит это потенциальный кандидат на участие в базовом семинаре.
Второй опрос проводится уже не анонимно («Если вам интересно помогать людям, налаживать отношения, а не ругаться и драться, напишите нам свое имя»). По результатам этих опросов составляется список кандидатов в службу примирения, с которым знакомятся куратор службы и администрация школы. Затем проводится последняя корректировка.
2.3. Формирование «группы поддержки». Подростки, входящие в нее, помогают взаимодействию школьного коллектива и службы примирения: участвуют в проведении ее презентации перед школьниками, выпускают стенгазеты; если видят ссорящихся, то рассказывают им о службе примирения (медиации) и приводят их туда.
3) Обучение куратора службы примирения, обучающихся и подготовка медиаторов-ровесников («групп равных»).
3.1. Обучение куратора службы примирения (медиации) и других педагогов, входящих в службу примирения (медиации) по программам повышения квалификации в области восстановительной медиации.
3.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы примирения (школьной медиации), с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе повышения квалификации в области восстановительной медиации.
3.3. Реализация программ обучения детей - медиаторов-ровесников («групп равных») в области восстановительной медиации. Обучение детей может проводить как практикующий медиатор, так и куратор службы примирения (медиации).
4) Проектирование деятельности службы примирения.
4.1. Отобранная группа ребят вместе с куратором после подготовки приступают к проектированию своей службы примирения. Под проектированием понимается подготовка ответов на следующие вопросы: Откуда в службу будет поступать информация о конфликтных ситуациях (через администрацию, социального педагога, из ящика обращений, непосредственно от школьников и пр.)? Кто, где и в какое время будет проводить медиацию? Как будет реагировать администрация в случае достижения соглашения? В какой форме будет вестись документация? Желательно, чтобы в среднем каждая пара ведущих (так удобнее работать) один раз в месяц участвовала в процедуре примирения, и рассматривалось около четырех-пяти конфликтных ситуаций в год.
4.2. Рассмотрение вопроса о деятельности службы примирения (медиации) органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими).
4.3. Утверждение Положения о службе примирения (медиации), одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.
4.4. Поступление в образовательную организацию методической литературы по восстановительному правосудию и создание библиотеки по данной тематике. Это позволит ознакомиться с мировым опытом проведения медиации (посредничества) в образовательных организациях, а также получать необходимую методическую информацию.
5) Организация взаимодействия службы примирения.
5.1. Организация взаимодействия службы примирения (службы школьной медиации) со всеми структурными подразделениями образовательной организации.
5.2. Организация взаимодействия Службы с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органами внутренних дел, опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования детей.
6) Апробация практической работы службы примирения.
6.1. Апробация практической работы Службы по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности Службы.
6.2. Проведение серии примирительных встреч, с целью отработки навыков ведущих (обычно работают в парах) и каналов поступления информации о конфликтных и криминальных ситуациях, написание отчетов.
6.3. Супервизия примирительных встреч.
6. Методы и формы деятельности школьной службы примирения
В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
Школьная служба примирения действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для обучающихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения. Программы примирения добровольны и бесплатны.
Метод школьной медиации реализуется на практике в виде различных форм. В зависимости от содержания происшедшего выбор ведущих может остановиться на одной из существующих программ примирения:
- программа примирения жертвы и обидчика;
- программа примирения в семье;
- семейная конференция;
- круги заботы;
- школьная и общественная конференция.
Функционирование служб примирения в образовательной организации позволит:
1. повысить конфликтологическую компетентность участников образовательного процесса;
Если рассматривать деятельность службы примирения как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта, который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): … как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»
8. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
- наличие локального акта о создании службы примирения в МБОУ СОШ №1;
- пакет диагностического инструментария для системы мониторинга эффективности деятельности службы примирения ОО;
- разработка и распространение методических рекомендаций по организации и деятельности служб примирения ОО;
- анализ участия в конкретных мероприятиях;
- фото и видео-материалы;
- освещённость на сайтах ОО и ИРО.
9. Практическая значимость.
Предлагаемая к реализации программа по созданию, развитию и функционированию службы примирения для регулирования отношений участников образовательного процесса, имеет социально - педагогическую направленность и способствует повышению социальной адаптации и готовности обучающихся, педагогов, родителей к взаимодействию, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Значение участия школьников в деятельности подобных служб сложно переоценить. Обращу внимание на основные полезные эффекты. Во-первых, это сами результаты разрешения конфликтов – восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного события. Во-вторых, такая работа помогает и самим ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчать собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации. Дети через коммуникационные процедуры имеют возможность более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали основанием побудительным импульсом для того или иного поступка. В-третьих, это возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков. Наличие такого опыта, как представляется, можно назвать одновременно и важнейшим уроком публичной демократии. Положительное влияние оказывает и прояснение ситуации, в которую попали конфликтующие стороны, без чего их дальнейшее примирение бывает серьёзно осложнено. Кроме того, само присутствие подобных институтов, осуществляющих непрерывную, общественно значимую деятельность в ОУ, способно становиться фактором оздоровления обстановки в школе и в обществе в целом. Наконец, приобретение опыта содействия примирению может стать и первым шагом для формирования собственного представления о своём профессиональном будущем.
10. Необходимые условия реализации проекта
Кадровые – куратор службы примирения МБОУ СОШ №1 – Новичкова Н.Н.; заместитель директора, курирующий данное направление – Ульшина Н.Н.;
Материально-технические – материально-техническая оснащённость базы МБОУ СОШ №1 – кабинет, технические средства;
Научно-методические – пособия, методические рекомендации, нормативные документы.
11. Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Правовой основой создания и деятельности служб примирения являются:
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 01июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования»;
Стандарты восстановительной медиации, утверждённые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году;
Распоряжение администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы»;
Распоряжение Председателя Правительства РФ от 30 июля 2014 года №1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» по созданию и развитию школьных служб примирения, разработанные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации».