Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СОШ №1 г. Данкова

Школьная служба примирения

как форма восстановительной медиации в регулировании отношений участников образовательного процесса.

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова Липецкой области.

История нашей школы и традиции воспитания связаны с историей двух учебных заведений: Данковского духовного училища (в настоящее время здание нашей школы) при Покровском мужском монастыре (1813-1918) и Данковской мужской гимназии (1914-1918).

  • 20 ноября 1918 года – на базе Данковской мужской гимназии создана 1-я Советская школа второй ступени.
  • 1942 – 1943 – в здании школы располагались военные госпитали
  • 2007 – победитель ПНП «Образование» в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
  • 2007 – присвоен статус гимназии
  • 2012- возвращен статус средней школы
  • 2012, 2013- получен областной грант за достижение высокого уровня учебных результатов обучающихся, ресурсного обеспечения образовательного процесса и эффективное расходование бюджетных средств, направленных на организацию общего образования

Адреса осуществления образовательной деятельности: 

Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова

Директор: Блинова Наталья Александровна

399850, Липецкая область, г. Данков, ул. Энгельса, д. 7, телефон:

(47465) 6-62-34

399850, Липецкая область, г. Данков, ул. Пионерская, д. 11/1, 

телефон: (47465) 6-65-49

Сайт:  http://mougimnazy01.ukoz.ru

Адрес электронной почты: mousosh01@yandex.ru
 

 

Актуальность

В настоящее время проблема позитивного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной и требует новых подходов в регулировании спорных, конфликтных ситуаций.

Во исполнение Указа Президента РФ В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей  на 2012-2017 годы», вышедшего в июне 2012 года, Правительством РФ в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка», был разработан План   внеочередных мероприятий до 2014 г. по реализации  важнейших положений «Национальной стратегии …», в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения  прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия», которого среди  «мер, направленных  на создание дружественного к ребенку правосудия» указываются такие как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на  решение конфликтов  в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».  

Рассматривая образование как открытую социальную систему с её многочисленными взаимосвязями между участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией, учениками, родителями,  отмечаем, что между ними выстраиваются социальные, профессиональные, межличностные взаимоотношения. Эти многочисленные взаимосвязи могут сопровождаться и конфликтными ситуациями. В качестве профилактических мероприятий в разрешении конфликтных ситуаций в образовательной среде является применение новых технологий – медиативных.

В 2012 году мы подключились к реализации проекта о школьной медиации. В гимназии была создана школьная служба примирения  (группа подростков с руководителем Новичковой Н.Н. – психологом гимназии),  целью работы которой являлось содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода. В состав школьной службы примирения вошли учащиеся 8-11 классов, обученные проведению примирительных программ. Конфликты  рассматривались как психологом школы, так и в смешанном составе: взрослый и школьник. Такой состав позволял сделать работу службы не только более авторитетной, но и заслуживающей доверие школьников, поскольку предусматривал наличие «детского представителя» в разрешении конфликта.

Участники школьной службы примирения вместе с руководителем проводили программы примирения в ситуации межличностных конфликтов (учащийся-учащийся, учащийся-педагог, педагог-родитель), возникающие из-за нецензурных оскорблений, угроз, причинения незначительного материального ущерба, взаимных обид и т.д. Кроме этого, в службе могут рассматриваться более сложные конфликтные отношения, следствием которых могут быть длительные прогулы учащихся, изгои в классе.

Можно с уверенностью сказать,  что включение детей в вопросы внутренней жизни школы, в процессы управления ОУ и в активную деятельность во внешнем, ближайшем социуме позволяет к моменту окончания школы приобрести ценнейший для дальнейшей жизни опыт – по позитивному разрешению конфликтов, по началам управления организационными структурами и социальными процессами внутри коллектива, в области креативной социальной деятельности.

2. Цель и задачи программы:

Цель: профилактика конфликтов, формирование культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у всех участников образовательного процесса через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП) в соответствии с принципами восстановительной медиации.

Задачи:

 - Формирование представлений о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов.

 - Информирование обучающихся, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

 - Создание условий для освоения участниками паттернов бесконфликтного поведения.

 - Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций.

 - Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов.

3. Теоретические положения программы.

Теоретико-методологической основой программы явились следующие подходы: деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева; системный подход детерминации психических явлений и поведения личности (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); современные исследования по проблеме конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.Н. Васильев, С.М. Емельянов, А.Я.Кибанов и др.), теория отношений (Н.Я. Мясищев), концепция развития служб примирения (Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю.).

 Основные принципы восстановительного подхода:

1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2.Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Службы примирения не разглашать полученные  в ходе программ сведения (исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни и здоровья).

3.Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что Служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Восстановительный подход – система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых  в ситуациях конфликта, взаимонепонимания и напряженности в отношениях между людьми. Восстановительное разрешение конфликтов  помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами (спорами).

«Группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и восстановительному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников.

Школьная служба примирения (ШСП) МБОУ СОШ №1 г. Данкова - утвержденная приказом руководителя образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений несовершеннолетних.

4.  Новизна.

Программа имеет социально - педагогическую направленность, отвечает современным запросам общества и государства, способствует повышению социальной адаптации и готовности участников образовательного процесса к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности, обладающей конфликтологической компетентностью.

«Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования» (Методические  рекомендации, 2015).

Служба примирения инициирует в школе несколько процессов:

1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ (медиации, «Кругов сообщества», «Школьных

конференций», «Семейных конференций»).

2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей восстановительной культуры, чтобы в школе реже использовались

административные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и

манипуляции учащихся.

3. Дополнение и усиление восстановительными практиками существующих в

школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания,

педагогические и методические советы, классные часы и пр.).

А возможность сетевого взаимодействия служб примирения образовательных организаций  позволит иметь единую нормативную базу, выработать на практике единообразие заполнения документации по функционированию службы примирения.

5. Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Планируемые результаты

 

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2016 г. – январь  2017 г.)
  1.  
  1.  
  1.  

1.1.

Утверждение проекта на заседании Экспертного совета ГАУДПО ЛО «ИРО»

декабрь 2016 г.

Куратор службы примирения –

Приказ о создании школьной службы примирения. Утверждение Положения

 

1.2

Создание рабочей группы и разработка правовой базы школьной службы примирения

Октябрь 2016-январь 2017

Руководитель ОУ

Куратор службы примирения

 

1.3.

Распределение функций между  участниками  реализации программы.

Руководитель ОУ

 

 

  1. Организационно-методический этап (февраль 2017 г. - март 2017 г.)
  1.  
  1.  
  1.  

2.1.

Изучение опыта работы служб примирения образовательных организаций других регионов

сентябрь 2016 - декабрь 2016 г.

Куратор службы примирения

Формирование примерной модели ШСП для ОУ

 

2.2.

Разработка программы  образовательного учреждения: «Школьная Служба Примирения».

Декабрь 2016 г. -январь2017г.

Руководитель ОУ

Куратор службы примирения

Проведение совещания и внесение при необходимости изменений в календарный план работы ШСП

 

2.3.

Организация информационно-просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам службы примирения и восстановительной медиации

январь 2016 г. – февраль 2017 г.

Руководитель ОО

Куратор службы примирения

Информирование родителей (законных представителей) о работе ШСП (цели, задачи, оказываемая помощь и др.), повышение их комптенции в вопросах мирного урегулирования конфликтов, сохранения и укрепления здоровья, развития коммуникативных навыков.

 

2.4.

Подбор диагностического инструментария для изучения психологических критериев конфликтности и их проявления в поведении, отбора «медиаторов-ровесников»

февраль 2017 г.

Драганова О.А.

Куратор службы примирения

 

 

2.5.

Формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения

На протяжении всего проекта

Руководитель ОУ

Куратор службы примирения

Формирование творческой группы из педагогов, прошедших подготовку.

 

  1. Деятельностный этап (март 2017 г. -  июнь 2019 г.)
  1.  
  1.  
  1.  

3.1.

Скрининговая первичная диагностика психологического взаимодействия участников образовательного процесса

март 2017 г. -  май 2017 г.

Куратор службы примирения

 

 

3.2.

Организация сетевого взаимодействия инновационных площадок

сентябрь 2017 – июнь 2019

Драганова О.А.,

руководители ОО

Взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях

 

3.3

Беседы с детьми и их родителями (законными представителями) на родительских собраниях и  индивидуальных консультациях

На протяжении всего проекта

Куратор ШСП

Повышение социальной активности, развитие толерантности и коммуникативных способностей; укрепление новых традиций школы и т.д.

 

3.4

Выпуск информационного стенда, плаката, памятки о работе ШСП, размещение информации на сайте школы

1 раз в полугодие

Куратор ШСП, классные руководители

Информирование участников образовательного процесса о наличии и деятельности ШСП. Развитие толерантности. Наличие страницы с соответствующей информацией о ШСП на сайте школы.

 

3.5

Обучение учащихся – членов ШСП.

На протяжении всей деятельности

Куратор ШСП

Налаживание работы творческой группы ШСП, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов о образовательной среде.

 

3.6

Проведение программ примирения с предоставлением отчетов о проделанной  восстановительной работе

По  мере необходимости

Куратор ШСП, инициативная группа

Защита законных интересов участников образовательного процесса

 

3.7.

Проведение научно-методических семинаров, вебинаров, круглых столов, тренингов по теме проекта

сентябрь 2017 – апрель 2019

Драганова О.А.

руководители ОО;

кураторы служб примирения

Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в вопросах сохранения и укрепления здоровья в том числе посредством работы ШСП;

 

3.8

Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)

На протяжении всей деятельности

Куратор ШСП

Подготовка отчета, заключения о деятельности ШСП

 

  1. Заключительный (обобщающий) (июль 2019 г. -  ноябрь 2019г.)
  1.  
  1.  
  1.  

4.1.

Отражение результатов инновационной деятельности ОО

Июль  2019 г. -  ноябрь 2019 г.

Руководитель ОО

Куратор службы примирения

Подготовка публикаций, выступлений, отчетов

 

4.2.

Обобщение и анализ опыта

Куратор службы примирения

Оценка эффективности деятельности ШСП. Проведение заседания (совещания) о проведенных программах примирения, подведение итогов, обозначение пробле и стратегий дальнейшего развития.

 

4.3

Скрининговая итоговая диагностика психологического взаимодействия участников образовательного процесса

октябрь 2019-ноябрь 2019

Куратор службы примирения

подготовка отчета о деятельности ШСП

 

Этапы реализации программы:

1) Организация информационно-просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам служб примирения и восстановительной  медиации.

1.1.Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации.

1.2.Организация презентационного семинара по службе примирения для руководителя образовательной организации, его заместителей, педагога-психолога, социального педагога и 3-4 педагогов.

1.3.Организация информационно-просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы примирения (школьной медиации).

1.4.Согласование с родителями обучающихся возможности этой деятельности позволяет получить их поддержку, а кроме того, часто улучшает детско-родительские отношения.

В результате реализации первого этапа создания Службы в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы примирения (медиации).

2) Формирование основного состава службы примирения.

2.1. Назначение куратора службы - активного взрослого, который будет работать в ней в течение года. На практике кураторами в большинстве случаев становились педагог-психолог, социальный педагог, либо заместитель директора по воспитательной работе.

Для кураторов Службы обучение на тренинге обязательно, поскольку они будут не только управлять службой примирения, но и проводить медиацию в сложных случаях (конфликты между педагогами, между администрацией образовательной организации и родителями, в случаях совершения правонарушения). Куратор службы организует: отбор кандидатов в службу и их обучение, направление в достаточном количестве информации о конфликтах из администрации, супервизию, обсуждение со школьниками этических вопросов работы медиатора или ведущего, клуб ведущих, взаимодействие на межшкольном уровне. В его функции входит также составление отчетов.

2.2. Формирование «групп равных» (выбор медиаторов-ровесников).

При формировании состава медиаторов-ровесников важно учесть мнение обучающихся, будущих участников служб примирения (медиации) и администрации образовательной организации. В службу приглашаются ученики 6-7-х и 8-10-х классов.

Отбор подростков возможен через тестирование, тренинг или по приглашению или рекомендации учителей. В службу приглашаются обучающиеся учащихся 8-10-х классов. Так, при тестировании с помощью социометрического метода («Если тебе грустно или ты с кем-то поругался, к кому из учеников класса ты смог бы обратиться?»). Ребята пишут имена одноклассников, если чье-то имя повторяется более трех раз, значит это потенциальный кандидат на участие в базовом семинаре.

Второй опрос проводится уже не анонимно («Если вам интересно помогать людям, налаживать отношения, а не ругаться и драться, напишите нам свое имя»). По результатам этих опросов составляется список кандидатов в службу примирения, с которым знакомятся куратор службы и администрация школы. Затем проводится последняя корректировка.

2.3. Формирование «группы поддержки». Подростки, входящие в нее, помогают взаимодействию школьного коллектива и службы примирения: участвуют в проведении ее презентации перед школьниками, выпускают стенгазеты; если видят ссорящихся, то рассказывают им о службе примирения (медиации) и приводят их туда.

3) Обучение куратора службы примирения, обучающихся и подготовка медиаторов-ровесников («групп равных»).

3.1. Обучение куратора службы примирения (медиации) и других педагогов, входящих в службу примирения (медиации) по программам повышения квалификации в области восстановительной медиации.

3.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы примирения (школьной медиации), с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе повышения квалификации в области восстановительной медиации.

3.3. Реализация программ обучения детей - медиаторов-ровесников («групп равных») в области восстановительной медиации. Обучение детей может проводить как практикующий медиатор, так и куратор службы примирения (медиации).

4) Проектирование деятельности службы примирения.

4.1. Отобранная группа ребят вместе с куратором после подготовки приступают к проектированию своей службы примирения. Под проектированием понимается подготовка ответов на следующие вопросы: Откуда в службу будет поступать информация о конфликтных ситуациях (через администрацию, социального педагога, из ящика обращений, непосредственно от школьников и пр.)? Кто, где и в какое время будет проводить медиацию? Как будет реагировать администрация в случае достижения соглашения? В какой форме будет вестись документация? Желательно, чтобы в среднем каждая пара ведущих (так удобнее работать) один раз в месяц участвовала в процедуре примирения, и рассматривалось около четырех-пяти конфликтных ситуаций в год.

4.2. Рассмотрение вопроса о деятельности службы примирения (медиации) органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими).

4.3. Утверждение Положения о службе примирения (медиации), одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

4.4. Поступление в образовательную организацию методической литературы по восстановительному правосудию и создание библиотеки по данной тематике. Это позволит ознакомиться с мировым опытом проведения медиации (посредничества) в образовательных организациях, а также получать необходимую методическую информацию.

5) Организация взаимодействия службы примирения.

5.1. Организация взаимодействия службы примирения (службы школьной медиации) со всеми структурными подразделениями образовательной организации.

5.2. Организация взаимодействия Службы с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органами внутренних дел, опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования детей.

6) Апробация практической работы службы примирения.

6.1. Апробация практической работы Службы по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности Службы.

6.2. Проведение серии примирительных встреч, с целью отработки навыков ведущих (обычно работают в парах) и каналов поступления информации о конфликтных и криминальных ситуациях, написание отчетов.

6.3. Супервизия примирительных встреч.

     6. Методы и формы деятельности  школьной службы примирения

         В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Школьная служба примирения действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для обучающихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения. Программы примирения добровольны и бесплатны.

Метод школьной медиации реализуется на практике в виде различных форм. В зависимости от содержания происшедшего выбор ведущих может остановиться на одной из существующих программ примирения:

- программа примирения жертвы и обидчика;

- программа примирения в семье;

- семейная конференция;

- круги заботы;

- школьная и общественная конференция.

  1. Планируемые результаты

Функционирование служб примирения в образовательной организации позволит:

      1. повысить конфликтологическую компетентность участников образовательного процесса;

  1. повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  2. сформировать умение у обучающихся быть в роли ведущего (посредника) на примирительных сессиях;
  3. обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  4. оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  5. оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Если рассматривать деятельность службы примирения как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта, который  ориентирован  на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): … как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог,  достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» 

8. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

- наличие локального акта о создании службы примирения в МБОУ СОШ №1;

- пакет диагностического инструментария для системы мониторинга эффективности деятельности службы примирения ОО;

- разработка и распространение методических рекомендаций по организации и деятельности служб примирения ОО;

- анализ участия в конкретных мероприятиях;

- фото и видео-материалы;

- освещённость на сайтах ОО и ИРО.

  9. Практическая значимость.

Предлагаемая к реализации программа по созданию, развитию и функционированию службы примирения для регулирования отношений участников образовательного процесса, имеет социально - педагогическую направленность и способствует повышению социальной адаптации и готовности обучающихся, педагогов, родителей к взаимодействию, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций в образовательной среде.

Значение участия школьников в деятельности подобных служб сложно переоценить. Обращу внимание на основные полезные эффекты. Во-первых, это сами  результаты разрешения конфликтов – восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного события. Во-вторых, такая работа помогает и самим ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчать собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации. Дети через коммуникационные процедуры имеют возможность более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали основанием побудительным импульсом для того или иного поступка. В-третьих, это возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков. Наличие такого опыта, как представляется, можно назвать одновременно и важнейшим уроком публичной демократии. Положительное влияние оказывает и прояснение ситуации, в которую попали конфликтующие стороны, без чего их дальнейшее примирение бывает серьёзно осложнено. Кроме того, само присутствие подобных институтов, осуществляющих непрерывную, общественно значимую деятельность в ОУ, способно становиться фактором оздоровления обстановки в школе и в обществе в целом. Наконец, приобретение опыта содействия примирению может стать и первым шагом для формирования собственного представления о своём профессиональном будущем.

10. Необходимые условия реализации проекта

Кадровые – куратор службы примирения МБОУ СОШ №1 – Новичкова Н.Н.; заместитель директора, курирующий данное направление – Ульшина Н.Н.;

Материально-технические – материально-техническая оснащённость базы МБОУ СОШ №1  – кабинет, технические средства;

Научно-методические – пособия, методические рекомендации, нормативные документы.

11. Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Правовой основой создания и деятельности служб примирения являются:

 Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования»;

Стандарты восстановительной медиации, утверждённые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году;

Распоряжение администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы»;

Распоряжение Председателя Правительства РФ от 30 июля 2014 года №1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» по созданию и развитию школьных служб примирения, разработанные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации».

 

Фото

Наверх