Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МАОУ СОШ №17 г. Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17 ГОРОДА ЛИПЕЦКА

 

398024 г. Липецк, проспект Победы, дом 96 т. 413305, электронная почта:

sc17@sc17.ru

Научный руководитель:

Вишнякова Екатерина Анатольевна, заведующая кафедрой специальной педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук

Ответственный исполнитель:

Беллаш Елена Владимировна

Инновационная площадка  по теме: «Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях целостной образовательной среды»

Цель: создание условий, способствующих социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями опорно- двигательного аппарата, и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  • Создание и внедрение программ по адаптивной физической культуре;
  • Разработка и реализация коррекционно- развивающих программ психолого- педагогического сопровождения учащихся и их родителей;
  • Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов;
  • Организация волонтерского движения с целью  включения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в целостную образовательной среду;
  • Совершенствование материально- технической базы с  целью улучшения условий безбарьерной среды;
  • Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ и детей - инвалидов в образовательном пространстве школы.

Аннотация к проекту

Представленный проект выбран не случайно.   Процесс социализации детей с ОВЗ и детей- инвалидов, хотя и имеет общие черты с социализацией обычных детей, но,в то же время существенно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. Это подтверждает тот факт, что в настоящее время практически в каждой школе, в том числе и в нашей, имеется определенная группа детей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании в соответствии cих особыми образовательными потребностями.

Реализация проекта

 Реализация проекта рассчитана на 2017-2019 гг. с выделением подготовительного (прогностического), основного (деятельностного) и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

1 этап - подготовительный (прогностический)- выявление проблем, которые необходимо решить в ходе проекта по формированию социальной адаптации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях целостной образовательной среды.

2 этап - основной (деятельностный) - реализация цели, задач, запланированных мероприятий;

3 этап –заключительный ( рефлексивный )- внешняя и внутренняя экспертиза полученных результатов. Анализ реализованного проекта, обобщение опыта и его распространение.

Сроки реализации

Название этапа и мероприятия по его реализации

Январь-декабрь 2017 г.

Подготовительный( прогностический)

Цель:

1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы. 2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по  образованию с детьми с ОВЗ в мире, России, городе.

3.Выстраивание  многоуровневой системы повышения квалификации педагогического состава.

Январь 2018г. – ноябрь 2018г.

Основной (деятельностный)

Цель:

1.Внедрение программ адаптивной физической

культуры, коррекционно- развивающих программ психолого- педагогического сопровождения учащихся и их родителей «Ты не один», «Вместе мы сможем больше».

2.Реализация плана - графика профессиональной подготовки педагогов и специалистов в области обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов.

3.Организация (активизация)волонтерского движения с целью  включения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в целостную образовательной среду.

4.Закупка необходимого оборудования для учебных кабинетов и спортивного зала.

5.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Декабрь 2018-январь 2019г.

Заключительный (Рефлексивный)

Цель:

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по вопросам  образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов.

2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.

3.Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам образования детей с ОВЗ и детей – инвалидов на  область.

Наша школа имеет достаточный опыт в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще в  2004 году мы обратили внимание на результаты мониторинговых исследований по состоянию здоровья.  По данным мониторинга было выявлено,  что в школе только 11% абсолютно здоровых детей. Среди заболеваний преобладали: нарушение зрения- 20%, нарушение  опорно- двигательного аппарата - 40%. И тогда были  открыты  коррекционные классы 6 вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые продолжают свое существование и сегодня как на уровне начального общего образования, так и на уровне основного общего образования.Таким образом, на сегодняшний день в школе функционируют  42 класса, в которых обучаются 938 детей. 15 классов реализуют  адаптированную образовательную программу для детей  с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата), в которых обучаются 238 человек.

Чаще всего у детей присутствует диагноз: сколиоз грудного отдела 1 степени. Однако преобладают и другие разновидности заболеваний: идиопатический сколиоз, вторичный сколиоз, инфантильный сколиоз, а также деформация грудной клетки, плоскостопие, вальгусная деформация стопы, детский церебральный паралич (ДЦП). Нередко у одного ребенка встречается сочетание 2-3-4 заболеваний. В последнее время увеличилось количество детей с сахарным диабетом, лейкозом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

  В 2018-2019 учебном году обучение в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу, ведется по нескольким вариантам: 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.3, 1.

Анализируя деятельность школы за последние несколько лет, следует отметить, что в школе созданы условия для реализации проекта «Социальная адаптация детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях целостной образовательной среды»:

1.Выполнение социального заказа на инклюзивное образование;

2. Особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;

3. Социальное партнерство школы с медицинскими, образовательными и социокультурными учреждениями города.

4.Материально-техническое обеспечение педагогического процесса соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

В целях реализации проекта работа ведется последующим  направлениям: организационно - педагогическим,

кадровым,

 информационно - методическим,

спортивно – массовым,

материально- техническим.

 Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по различным темам:

В рамках внутришкольных обучающих семинаров и педагогических советов педагоги познакомились с технологиями инклюзивного образования, которые сегодня успешно внедряются в образовательный процесс. Были проведены следующие обучающие семинары:

В связи с введением ФГОС НОО ОВЗ в учреждении возникла и необходимость во введении таких штатных единиц, как педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, тьютор. В данный момент школа полностью укомплектована необходимыми штатными единицами..

На сегодняшний день педагоги нашей школы уже успешно представляют свой  опыт  работы на различных уровнях: участвуют в конкурсах, инновационных проектах, семинарах, муниципальных совещаниях, конференциях,  областных мастер-классах:

  • 2016 год-  конкурс инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, способствующих эффективному применению адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 2016 год- семинар для слушателей курсов повышения квалификации;
  • 2017 год-  участие в V Международной научно- практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагогов» г. Казань;
  •   2017 год-  семинар для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-  психологов; (http://www.sc17.ru/projects/iro/)
  • 2017 год -  конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»;
  • 2017 год-  I Региональный Фестиваль мастер-классов по практике инклюзивного образования «Равные возможности-разные способности»;
  • 2018 год- проведение межрегионального семинара по теме: «Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях целостной образовательной среды», на котором присутствовали представители из г. Орла, Липецка и Липецкой области;
  • 2018 год-  выпуск сборника «Организация и проведение  физкультминутки при обучении ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении». http://www.sc17.ru/uploads/fd429108d628b6afaad235fa37402c03.pdf
  • 2018 год- выпуск стенда  для института развития образования Липецкой области по теме «Школа для всех-школа для каждого»;  (http://www.sc17.ru/uploads/a9eeba662d7d74f8b0045e73c5582508.pdf
  • 2018 год- победа в региональном этапе  V Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

Методические разработки педагогов:

В  целях демонстрации  достижений детей целевых групп по результатам реализации программ адаптивной физической культуры проводятся следующие спортивные соревнования:

Дни здоровья,

«Веселые старты»,

«Состязание здоровячков-боровичков»

Чтобы дети  с ограниченными возможностями здоровья могли обучаться в школе, мы адаптировали территорию, здание и оборудование школы к возможностям таких детей, приняв участие в    2014-2015 учебном  году  в реализации государственной программы «Доступная среда», направленной на социальную поддержку и формирование условий, способствующих улучшению качества жизни отдельных категорий граждан.

   Вход в школу сразу был оборудован пандусом с перилами с двух сторон, предназначенный для обеспечения безопасного входа учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в здание школы, а также системой вызова персонала для инвалидов-колясочников.  Кабинеты для детей с ограниченными возможностями здоровья оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН. Во всех учебных аудиториях имеются  парты  с возможностью их регулировки в соответствии с ростом ученика, закуплены педальные тренажеры с электродвигателем, предназначенные для разработки нижних конечностей. В кабинетах находятся шведские стенки, сухие бассейны, змейки для ходьбы, коврики с шипами для массажа ступней ног, мягкие модули.

  Также следует отметить, что  в соответствии с постановлением администрации Липецкой области дети с ограниченными возможностями здоровья  и дети-инвалиды обеспечены 2-х разовым бесплатным горячим  питанием.

 С 2017 года школе присвоен статус базовой площадки.  Институтом развития образования Липецкой области для школы  закуплен комплект специальных технических средств для обучения детей с ОВЗ с целью совершенствования материально-технических условий базовой площадки. Это позволило проводить на базе ОУ обучающие мероприятия в рамках курсовой подготовки.

   Администрация школы не останавливается на достигнутом и старается постоянно вносить изменения в уже созданные материально-технические условия.

Результаты реализации инновационного проекта (программы)

Наименование

показателя

Единицы измерения

2016 факт

2017

прогноз

2018

прогноз

2019

прогноз

Соответствие системы управления ОУ требованиям современного законодательства, ФГОС ОВЗ и современным тенденциям развития управленческой науки

 

Заключение по итогам проверки (аккредитации)

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

Внедрение и функционирование механизма внутреннего мониторинга ОУ

 

Функционирование системы мониторинга в ОУ

Функционирование системы мониторинга

Функционирование системы мониторинга

Функционирование системы мониторинга

Функционирование системы мониторинга

Функционирование системы общественного соуправления школой

Кол-во  ООП

5

5

5

5

Сформированность условий   для сохранности жизни и здоровья учащихся, их безопасности

Кол-во случаев травмирования детей в образовательном процессе

0

0

0

0

Сформированность условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов

Кол-во элементов инфраструктуры для детей с ОВЗ

5

5

6

6

Доля оснащенности учебных кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

%

 

50%

57%

65%

72%

Сформированность условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива

 

 

 

 

 

Доля учителей, получивших удостоверение о повышении квалификации по работе с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ за последние 3 года

%

 

71%

80%

85%

90%

Доля учителей, презентовавших собственный опыт работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ на профессиональных мероприятиях

%

 

15%

15%

20%

25%

Доля учителей, работающих по инновационным образовательным технологиям

%

 

25%

30%

35%

40%

Доля учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными склонностями, интересами, возможностями здоровья

%

 

0

0

1

1

Вовлеченность учащихся школы в исследовательскую и проектную деятельность

 

 

 

 

 

Доля учеников с ОВЗ и детей- инвалидов, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности

%,

 

50%

60%

70%

80%

Доля учеников с ОВЗ и детей- инвалидов победителей всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов научно-исследовательских и проектных работ

%

 

0%

0,1%

0,1%

0,2%

Доля учеников с ОВЗ и детей- инвалидов победителей всероссийских, региональных, муниципальных олимпиад и конкурсов

%

 

1%

1%

1%

1,5%

Доля учеников с ОВЗ и детей- инвалидов, участников спортивных соревнований различного уровня

%

 

2%

2%

2%

2,5%

Доля учеников с ОВЗ и детей-инвалидов, победителей спортивных соревнований различного уровня

%
 

0%

1%

1%

1%

Доля учеников с ОВЗ и детей- инвалидов, участников творческих конкурсов различного уровня

%

 

2%

2%

2%

2,5%

Доля детей- инвалидов и детей с ОВЗ победителей творческих конкурсов различного уровня

%

 

1%

1%

1%

1,5%

Количество волонтеров, оказывающих помощь в работе с детьми  с ОВЗ и детьми -инвалидами

Чел.

10

15

17

20

Доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов систематически занимающихся адаптивной культурой и сортом

%

20%

25%

25%

30%

Количество организаций, привлеченных к решению проблем детей-инвалидов и детей с ОВЗ

единиц

3

5

6

7

Доля детей с ОВЗ успешно прошедших реабилитацию (снятие диагноза по ПМПК при переходе на следующий уровень образования)

%

 

 

 

 

Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В современных социально-экономических условиях выпускник образовательного учреждения должен обладать навыками саморазвития, способностью к самореализации, высокой мотивированностью к cозидательной деятельности, активной гражданской позицией.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Перспективы:

Работа над проектом продолжится и далее, так как это одна из тем, которая является актуальной на данный момент.

 В октябре 2018г. школа принимает участие в федеральном этапеV Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»;

в ноябре примем участие во  II Региональном Фестивале мастер-классов по практике инклюзивного образования «Равные возможности-разные способности»;

в декабре планируется выпустить методический сборник «Педагогические технологии с работе с детьми с ОВЗ».

 

Фото

Наверх