Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МБОУ СОШ №70 г. Липецка (Проектная деятельность)

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся, как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО

Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №70 г. Липецка
Адрес: 398036, г. Липецк, пр победы, д. 122,130

Телефоны

+7 (4742) 41-58-82 секретарь основной школы
+7 (4742) 46-08-23 секретарь начальной школы и дошкольных групп

Электронная почта

sc70.lipetsk@yandex.ru основная школа
nosh70@mail.ru начальная школа и дошкольные группы
Сайт: http://www.sc70.ru
Координатор инновационной площадки: к.п.н., доцент кафедры естественно-научного и математического образования ГАУДПО ЛО «ИРО» Кузнецова Нина Михайловна

«Если только знать, но не действовать,

то это равносильно не учению»

Чжу Си


Актуальность инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО».

Актуальность площадки «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО» связана с необходимостью решения целого ряда вопросов, характерных для современного этапа развития региональной системы образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, а не просто набора знаний и умений по различным предметам.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться течение всей жизни».

Фундамент для формирования у учащихся метапредметных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств, как необходимого условия построения современной модели образования, закладывается не на отдельном предмете, а в освоении комплекса предметов. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках интегрированного внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» будет способствовать формированию метапредметных умений, так как создаст благоприятные условия для успешного овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Федеральным стандартом определено, что основной оценкой достижения метапредметных умений за курс основной школы станет защита итогового индивидуального проекта. Что предполагает рассмотрение проектной деятельности учащихся с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения учащегося, и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов учащихся. Все эти направления легли в основу построения внеурочной программы «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».

Важным является и тот факт, что работа по программе инновационной площадки станет школой саморазвития и для учителя, что поможет ему успешно формировать и развивать профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и  знаний при решении профессиональных задач.

  1. Цели инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:
    • Развитие метапредметных умений учащихся через интегрированный внеурочный курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
    • Использование полученных результатов для обеспечения преемственности внеурочной и урочной деятельности учащихся.
  2. Объект инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:

внеурочная деятельность учащихся в рамках курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Предмет инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»: метапредметные умения, которые будут формироваться у учащихся во внеурочное время через проектную и учебно-исследовательскую деятельность и обеспечивать овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» предполагается создание следующих учебно-методических условий:

Формы организации занятий:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции (экскурсии)

Технология – деятельностный подход в обучении

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальный
  • групповой

Использование ЭОР и разнообразных средств обучения

Методы обучения (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому):

по источнику передачи и восприятия информации:

  • словесные (беседа, дискуссия, конференция)
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация)
  • практические (практическая работа)

по логике передачи и восприятия информации:

  • индуктивные
  • дедуктивные

по степени самостоятельности мышления:

  • продуктивные

по характеру управления работой:

  • самостоятельная работа

Приёмы обучения:

применения дидактических средств:

  • использование наглядности
  • работа с различными источниками информации

организационные:

  • привлечения внимания
  • постановка задач
  • организация самостоятельной работы
  • самооценка

активизации познавательной деятельности:

  • занимательное задание
  • проблемный вопрос
  • организация обсуждения
  • создание ситуации успеха

структуризации материала:

  • визуализация мыслительного процесса

Стандарт устанавливает требования к метапредметным умениям освоения Примерной Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования (ПООП ООО), включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Любая наука представляет собой систему связанных друг с другом понятий. Содержание школьных учебных дисциплин является своеобразной проекцией соответствующей науки. В разных учебных дисциплинах можно выделить понятия, обозначенные одним и тем же термином и имеющие одинаковое значение и смысл. Такие понятия называются межпредметными.

Именно усвоение межпредметных понятий лежит в основе формирования целостной естественнонаучной картины мира.

В рамках внеурочной программы «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» предполагается усвоение следующих межпредметных понятий:

  • гипотеза
  • цель
  • задачи
  • система
  • факт
  • закономерность
  • анализ
  • синтез
  • сопоставление
  • интерпретация
  • обобщение.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. В ходе реализации внеурочной программы «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» у учащихся будут формироваться:

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  • Прогнозирование - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Планирование - составление плана (индивидуально или в группе) и последовательности действий решения проблемы.
  • Контроль и коррекция - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов и явлений.
  • Подведение под понятие, выведение следствий.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  • Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы.
  • Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Разрешение конфликтов.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Метапредметные умения обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями.

Компетенция – это система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Внеурочная программа «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» будет способствовать формированию следующих ключевых компетентностей:

  • ценностно-смысловых
  • общекультурных
  • учебно-познавательных
  • информационных
  • коммуникативных
  • компетенций личностного самосовершенствования.
  1. Гипотеза: Если основой проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся будет являться овладение ими метапредметными умениями, при выполнении определенных для исследования методических условий, то это создаст возможность успешного овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и обеспечит преемственность внеурочной и урочной деятельности учащихся
  1. Задачи:
  • Проанализировать целевой и содержательный разделы примерной основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО.
  • Проанализировать опыт организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школах Российской Федерации, Липецкой области и МБОУ СОШ № 70 .
  •  Определить на практике эффективность предложенной модели взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений.
  • Создать учебно-методические условия для освоения учащимися основ проектной и учебно-исследовательской деятельности.
  • Разработать систему занятий в рамках программы внеурочной деятельности «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для учащихся 5 – 6 классов.
  • Разработать инструментарий оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «Дневник проекта ученика» и карту наблюдений учителя.
  • Провести мониторинг по сформированности у учащихся метапредметных умений (стартовый, промежуточный и итоговый).
  • Обобщить и распространить опыт региональной экспериментальной площадки «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО», с целью развития профессиональных компетенций педагогов.
  1. Принципы построения программы:
  • Принцип целостности – создание модели эффективного взаимодействия основных компонентов программы по формированию метапредметных умений в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».
  • Принцип деятельности - программа предусматривает возможность включения учащихся в активную деятельность по формированию метапредметных умений.
  • Принцип минимакса – содержание программы должно предложить учащимся возможность освоения предлагаемого материала на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне минимума определенного в ФГОС.
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
  1. Методы:
  • Метод теоретического анализа (теоретический, сравнительно-сопоставительный).
  • Экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный).
  • Праксиметрический (анализ продуктов проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся).
  • Опрос.
  • Беседа.
  • Наблюдение.
  • Моделирование.
  • Методы статистической обработки эмпирических данных.
  • Методы математической обработки.
  1. Сроки работы инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:

начало – апрель 2016 года,

окончание – декабрь 2018 года

  1.  Этапы  работы инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный этап – апрель – август 2016

1.

Разработка модели эффективного взаимодействия основных компонентов программы по формированию метапредметных умений в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности»

апрель – июнь 2016

2.

Разработка инструментария для оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «Дневника проекта ученика».

апрель – август 2016

3.

Разработка системы занятий в рамках программы внеурочной деятельность «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для учащихся 5 – 6 классов.

апрель – август 2016

4.

Отработка нормативно-правовой основы.

апрель – август 2016

5.

Подбор диагностических методик.

апрель – август 2016

6.

Создание творческой группы педагогических работников, осуществляющих эксперимент.

август 2016

Практический этап – сентябрь 2016 – май 2018 -

1.

Апробация программы внеурочной деятельности «Мир проектной деятельности» в 5 – 6 классах на базе МБОУ СОШ №70 г. Липецка.

2016 – 2017

учебный год

2017 – 2018

учебный год

2.

Создание учебно-методических условия для освоения учащимися основ проектной и учебно-исследовательской деятельности.

2016 – 2017

учебный год

2017 – 2018

учебный год

3.

Проведение мониторинговых исследований.

в течение 2016 – 2017 и 2017 – 2018 уч. года

4.

Анализ и обобщение полученных данных.

в конце каждого учебного года

5.

Внесение коррективов.

при необходимости в течение всего этапа

 

Обобщающий этап – июнь – декабрь 2018

1.

Количественный и качественный анализ программы.

июнь – декабрь 2018

2.

Отражение результатов работы в публикациях, отчетах, выступлениях.

июнь – декабрь 2018

3.

Трансляция опыта в учреждениях Липецкой области.

июнь – декабрь 2018

 

  1. База инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО»:

Образовательное пространство МБОУ СОШ №70 г. Липецка.

  1. Место курса в учебном плане:

В рамках внеурочной деятельности.

  1. Планируемые результаты.
  • Функционирование созданной модели эффективного взаимодействия основных её компонентов по формированию метапредметных умений в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».
  • Создание оптимальных учебно-методических условий для реализации программы «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО».
  • Повышение уровня сформированности метапредметных умений у учащихся 5-6 классов, занимавшихся по программе внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».
  • Формирование у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры диалогического общения.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Трансляция педагогического опыта на региональном и муниципальном уровнях.
  1. Формы представления результатов инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО».
  • Оказание консультативных услуг.
  • Участие в школьных, муниципальных и региональных конференциях.
  • Проведение мастер–классов, «круглых столов».
  • Разработка методического пособия «Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО» (из опыта работы).
  • Создание сайта площадки с возможностью обратной связи.
  1. Функции членов научно-исследовательской группы.
  • Руководитель общеобразовательного учреждения: создание благоприятных материальных, управленческих и психологических условий для проведения эксперимента.
  • Заместители руководителей общеобразовательного учреждения: обеспечение психолого-педагогических условий для проведения эксперимента; организация хода эксперимента и осуществление контроля за ним.
  • Учителя-экспериментаторы: ведение эксперимента; составление конспектов внеурочных занятий, выбор оптимальных методов, приемов и средств для успешного обучения; анализ и обобщение результатов; подготовка диагностических средств и методических рекомендаций.

Фото

Документы и материалы:

Конспекты занятий:

Внеурочное занятие «Чистые вещества и смеси»

Внеурочное занятие «Флаг»

 

Детские проекты:

«Наш портфель» автор — Шепталова Наталия

«Экзотическая лиана» автор — Какунина Ирина

Экскурсии и поездки:

Выездное занятие на базе Агрохимического центра г. Липецка на тему: «Анализ состава почв различных типов», май 2017 года

Выездное занятие на базе Липецкого государственного технического университета «Ньютоновские и неньютоновские жидкости»

Вводный курс обучения в полевом центре «Экосистема» (Московская область)

Основным направлением образовательной работы Центра являются учебные полевые практикумы для школьников, сутью которых является обучение детей реальной, "живой" биологии, географии и экологии. Учебные занятия проходят в отдельном "лабораторном" корпусе, который находится неподалеку от жилого корпуса и состоит из четырех лабораторий - ландшафтоведения, ботаники, зоологии и водной экологии. Занятия проводятся по авторским образовательным программам, разработанным педагогами экологического центра.

Сайт центра - http://www.ecosystema.ru

Трансляция опыта:

Выступление на региональном семинаре - практикуме для руководителей муниципальных предметных методических объединений химии и биологии на тему: «Формирование метапредметных результатов через внеурочный курс Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности», сентябрь 2018, г. Усмань

Мастер класс «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся, как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО» в рамках курсов повышения квалификации для учителей физики, химии и биологии Липецкой области

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС «МИР ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», сборник «Инновационные процессы в естественно-математическом образовании и развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС», Липецк, ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018.

Статья «Технологическая карта занятий  по внеурочному курсу «Мир проектной и учебно-исследовательской» на тему «И это всё о ней …», сборник «Содержательные аспекты внеурочной деятельности и процедуры педагогической диагностики образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС (на примере учебного предмета «БИОЛОГИЯ»)» – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018. – 80с.   (с. 57 – 61)

Статья «Совершенствование профессиональных компетенций педагога при разработке и реализации программ инновационной деятельности» Информационный и научно-методический журнал «РОСТ» №2 (29), 2016 ГАУДПО ИРО г. Липецка. , 2018. – 80с.

Результаты деятельности:

Наверх