Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Тема инновационной площадки: «Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно-математическом образовании»
На пути перехода системы образования на новый уровень, обусловленный введением Федеральных Государственных образовательных стандартов, одним из важнейших требований является приобретение учащимися необходимых знаний и компетенций в процессе решения учебно-практических, проблемных задач и вопросов на основе учебно-поисковой, учебно-исследовательской, учебно-проектной и учебно-опытной деятельности.
К 2015 году система работы школы показала свою готовность к осуществлению проектирования новой модели образовательного пространства в рамках формирования и развития исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно-математическом образовании. При этом учитывались интересы и потребности каждого школьника - участника проекта.
В сентябре 2015 года мы приступили к работе над проектом. В 2018 году наша деятельность завершилась. И сегодня мы подводим итоги.
Презентация инновационной площадки
Требования ФГОС (http://standart.edu.ru/): образовательная программа учреждения должна включать программу развития УУД, обеспечивающую «формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуализации обучения предметам естественно – математического цикла
Предмет исследования: учебно-исследовательская деятельность учащихся
Цель:
- создание методических и дидактических условий для формирования и развития исследовательской деятельности, реализующей индивидуальные потребности учащихся в образовании и развитии;
- обновление содержания, форм, методов, технологий обучения в реализации исследовательской деятельности;
- развитие кадрового потенциала: создание методического обеспечения педагогов для организации учебно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- Определить перечень учебных приемов исследовательской деятельности в рамках введения ФГОС.
- На основе анализа работы МБОУ СШ №68 определить дидактические и методические условия для формирования и развития учебно – исследовательской деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
- Разработать критерии оценки сформированности приемов учебно – исследовательской деятельности.
- Разработать, апробировать и скорректировать модель формирования и развития учебно – исследовательской деятельности в условиях МБОУ СШ № 68.
- Создать технологические карты уроков, методические разработки внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, программ дополнительного образования, формирующих исследовательские умения учащихся.
- Определить пути создания индивидуальных образовательных маршрутов.
Гипотеза исследования: если создать оптимальные условия для организации и развития исследовательской деятельности учащихся, которая в полной мере реализует индивидуальные потребности в обучении и развитии с учетом современного научно - методического обеспечения, обновления содержания, форм, методов, технологий обучения, индивидуальных образовательных траекторий, то это позволит достичь обучающимся стандартизированного результата и сформировать личностно-образовательный продукт.
Методы экспериментального исследования:
- Метод теоретического анализа
- Экспериментальный метод
- Праксиметрический
- Опрос
- Беседа
- Наблюдение
- Моделирование
- Методы статистической обработки данных
- Методы математической обработки
Направление деятельности:
- создание методических рекомендаций для организации учебно-исследовательской работы школьников;
- разработка учебных программ основного и дополнительного образования, технологических карт уроков и пр.;
- мониторинг сформированности учебно-исследовательских умений школьников.
Прогнозируемые результаты:
- Реализация индивидуальных учебных планов формирования и развития исследовательской деятельности.
- Повышение качества знаний учащихся.
- Повышение степени вовлеченности учащихся в проектно – исследовательскую деятельность.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
- Повышение уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий исследовательского характера.
Этапы реализации проекта:
1 этап – 2015 – 2016 учебный год
- Разработка модели «Формирование и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута».
- Разработка требований к условиям реализации указанной модели. Определение перечня условий для построения модели.
- Подбор диагностических методик.
- Подготовка диагностических средств и методических рекомендаций.
2 этап – 2016 – 2018 учебный год
- Апробация и корректировка модели «Формирование и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута».
- Отработка нормативно-правовой основы.
- Разработка модульных программ урочной и внеурочной деятельности.
- Мониторинг результатов реализации проекта.
- Количественный и качественный анализ эксперимента.
- Отражение результатов экспериментальной работы в публикациях, отчетах, выступлениях.
- Текущий и этапный контроль экспериментальной работы.
- Итоговая диагностика в соответствии с целями эксперимента.
Результаты:
Обмен опытом:
Участие в работе региональных конференций и семинаров с докладом:
- Межрегиональная научно – практическая конференция «Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения», тема выступления «Формирование и развитие исследовательских умений учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно - математическом образовании», 2016
- Семинар для слушателей курсов повышения квалификации ЛИРО на базе МБОУ СШ № 68 «Формирование и развитие исследовательский умений при применении системно – деятельностного подхода», тема выступления» Формирование и развитие исследовательский умений при применении системно – деятельностного метода», 2016
- 19 ежегодная Всероссийская научно – практическая конференция «Актуальные проблемы естественно – математического образования» «Развитие профессиональных компетентностей педагога в процессе реализации ФГОС», тема мастер – класса «Современный урок химии в технологии системно – деятельностного метода Л.Г.Петерсон», 2016
- Семинар для слушателей курсов повышения квалификации ЛИРО на базе МБОУ СШ № 68 «Активные формы обучения», 2017
- 21 ежегодная Всероссийская научно – практическая конференция «Актуальные проблемы естественно – математического образования» «Инновационные процессы в естественно – математическом образовании и развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС», тема выступления «Формирование и развитие исследовательских умений учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно - математическом образовании», 2018.
Семинары:
- «Системно – деятельностный подход в обучении предметам естественно – математического цикла в условиях введения ФГОС» (22-23.11.2016 года), для слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования».
- «Активные формы обучения в условиях интеграции естественнонаучных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов» (14.06.2017 года), для слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования».
- «Учебно – исследовательская деятельность учащихся» ( 20.12.2017года) ), для слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования».
- Обучающие семинары «Исследовательская деятельность учащихся», «Технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон» («ШКОЛА 2000…»), «Активные формы обучения в условиях интеграции естественнонаучных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов», организованные Аксёновой И.В., заведующей кафедрой ЕНиМО ГАУ ДПО Липецкой области «ИРО», к.п.н., доцент (апрель 2016, февраль 2017, октябрь 2017 соответственно)
Достижения:
Научно-методические публикации:
Потапова Е.К. Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно - математическом образовании. — Развитие профессиональных компетенций педагога в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы 19-й ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования» / под ред. И.В. Аксеновой, Н.М. Кузнецовой, О.В. Гоголашвили. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016. — с. 100.
Аксенова И.В., Асютина А.А., Потапова Е.К. Исследовательская деятельность школьников в естественно-математическом образовании. — РОСТ. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — с. 37.
Аксенова И.В., Асютина А.А., Потапова Е.К. Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута в естественно-математическом образовании // Вестник Белгородского института развития образования. — №1(3) 2017 г. — с. 51
Методическая копилка:
Качественные реакции на ионы металлов (практическая работа). 9 класс, химия, урок ОНЗ, Андреева Н.В.: технологическая карта, тематическая карта, презентация.
Оксиды. 8 класс, химия, Потапова Е.К.: технологическая карта, приложение, презентация.
Жесткость воды. 9 класс, химия, урок ОНЗ, Потапова Е.К.: технологическая карта, приложение 1, приложение 2, презентация.
Алюминий. 9 класс, химия, урок ОНЗ, Потапова Е.К.
Занятие курса дополнительного образования «Медицинская география» «Обучение приемам учебно – исследовательской деятельности на примере медицинской статистики». 8 класс, география, Воронова Н.М.
Особенности природы и значение Антарктиды. 7 класс, география, урок ОНЗ , Воронова Н.М.
Сумма углов треугольника. 7 класс, геометрия, урок ОНЗ, Сибирякова Е.В.
Учебно - практическое занятие математического кружка по теме «Неравенство треугольника». 5 класс, математика, Сибирякова Е.В.: технологическая карта, презентация.
Построение графиков тригонометрических функций f = (kx). 10 класс, математика и информатика, урок ОНЗ, Иванова Л.В., Труфанова О.В.:технологическая карта, приложение 1, приложение 2, приложение 3, презентация.
Северная Америка – знакомый незнакомец. 7 класс, география, урок ОНЗ, Гончарова Е.А.
Мониторинг:
Примеры текста и задания к мониторингу сформированности учебно-исследовательских умений для:
5-6 классов
6-7 классов
7-8 классов
8-9 классов
Примеры представления результатов мониторинга
вариант 1
вариант 2
вариант 3
Работы учащихся:
Адсорбенты: работа, тезисы, презентация.
Видоизменения листьев: работа, презентация.
Влияние талой воды на развитие рассады: работа, презентация.
Выращивание кристаллов: работа, презентация.
Пищевые добавки: работа, презентация.
Проект автомобили: работа, презентация.
Влияние вакцинации на заболеваемость гриппом и ОРВИ
Влияние витаминизации и гимнастики на зрение
Исследовательская работа «Хронический тонзиллит»
Посуда, которую мы выбираем
Сладкая жизнь