Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

МАОУ СШ №59 "Перспектива" г. Липецка

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ общего образования»

Руководитель:  Гладышев Дмитрий Анатольевич
Адрес школы: 398055, город Липецк, проезд Сержанта Кувшинова д. 5, д. 8
Телефон:  (4742) 31 44 07
Официальный сайт: http://progymnasium.ru/
Электронная почта: progimnaziya59@yandex.ru
Научный руководитель:

доцент кафедры психологии и педагогики ГАУДПО ЛО «ИРО», Климова Ирина Викторовна

Школьные координаторы:

заместитель директора МАОУ СШ №59 «Перспектива» г. Липецка Меньщикова Татьяна Викторовна,

педагог-психолог МАОУ СШ №59 «Перспектива» г. Липецка Исмаилов Полад Яраш Оглы

 

 

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ общего образования»

Актуальность проекта:

Актуальность создания инновационной площадки на тему «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ общего образования» обусловлена стратегическими изменениями, происходящими в образовательном пространстве РФ, введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, требующих выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений. В настоящее время российское образование проходит этап модернизации, которая носит системно-методологический характер, современная школа сталкивается с рядом проблем, одной из которых, безусловно, является психологическое сопровождение образовательного процесса при переходе на ФГОС.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала всего общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость обоснования такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В ст. 42. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» прямо говорится, что «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются». Введение новых стандартов общего образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

В рамках данной темы можно отметить, что в требованиях ФГОС общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО) в п. 28 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО и ФГОС СОО) написано, что психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ на всех уровнях общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к различным ступеням общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
  • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Новые ФГОС общего образования выделяют в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики и мониторинга результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В ст. 20 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» указывается, что экспериментальная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования, а также, что экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов".

Исходя из данных положений, считаем актуальным и востребованным организацию и изучение системы психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих достижение результатов освоения основных образовательных программ в условиях реализации ФГОС общего образования.

Проблема исследования:

Система условий реализация основных образовательных программ общего образования (далее – ООП ОО) включает психолого-педагогические условия, способствующие выполнению требований Стандарта к организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Перечисленные в примерных ООП ОО уровни (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения), формы (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) и различные направления (11 направлений) психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования оставляют открытым вопрос о том, каким образом, используя психолого-педагогические компоненты в образовательном процессе, обеспечить достижение личностных и метапредметных результатов освоения ООП ОО. Представляются не определенными в методическом плане психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Объект исследования

Система психолого-педагогического сопровождения образовательных достижений (личностных и метапредметных) в условиях реализации основных образовательных программ общего образования.

Предмет исследования

Психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие достижение личностных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

Цель инновационной деятельности:

Организация разработки и апробации модельного представления системы психолого-педагогического сопровождения, способствующей развитию личностных качеств и овладению метапредметными действиями, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП ОО и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ.

Задачи инновационной деятельности:

  • Разработка и апробация модели системы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ОО.
  • Создание и апробация единого диагностического инструментария для отслеживания сформированности универсальных учебных действий у школьников.
  • Формирование навыков работы с пакетом психодиагностического материала.
  • Проведение мониторинговых исследования психологического сопровождения ФГОС, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование развития образовательной среды.
  • Создание банка данных по итогам мониторинговых исследований.
  • Определение психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих достижение личностных и метапредметных результатов освоения ООП ОО.
  • Консультирование по вопросам организации психологической работы в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС ОО.
  • Оказание методической помощи по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях: индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения.
  • Разработка методических рекомендаций для специалистов сферы образования по итогам мониторинговых исследований.
  • Прогнозирование социально-психологических рисков образовательного процесса.
  • Просвещение участников образовательного процесса (педагогических и административных работников, родителей (законных представителей), обучающихся) с целью повышения их психологической культуры.

Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОО, в части достижения планируемых результатов освоения ООП ОО, создание пакета диагностического инструментария для проведения мониторинга актуального уровня развития личностных качеств и овладения метапредметными действиями позволит унифицировать процедуру оценки образовательных достижений (в широком смысле), возможностей и способностей обучающихся, определить действующие психолого-педагогические механизмы, а также способствовать системной оценке личностных и метапредметных результатов освоения ООП ОО.

Сроки действия программы эксперимента:

Начало – октябрь 2013 г.,

Окончание – август 2018 г.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Организационно-методический (октябрь – декабрь 2013 г.):

  • подготовка документации по ведению экспериментальной площадки;
  • разработка должностных инструкций участников эксперимента;
  • разработка программы экспериментальной работы;
  • поэтапное планирование экспериментальной деятельности;
  • разработка и подбор диагностических методик, их систематизация и апробация;
  • создание материально-технической базы эксперимента;
  • пилотажное исследование с целью выбора диагностических методов и методик, направленных на выявление метапредметных компетенций и личностных качеств, подлежащих дальнейшему мониторингу.

Второй этап.  Констатирующий эксперимент (январь 2014 г. – март 2015 г.):

  • диагностика наличного уровня сформированности личностных результатов и метапредметных УУД;
  • математико-статистический анализ полученных результатов;
  • качественный анализ эксперимента;

Третий этап. Формирующий – этап моделирующего эксперимента (март 2014 г. – сентябрь 2015 г.):

  • выстраивание системы мониторинга достижений метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО;
  • выявление психолого-педагогических механизмов развития личностных качеств и метапредметных действий как результатов освоения ООП ОО.

Четвертый этап.  Аналитико-обобщающий (октябрь 2015 г. – август 2018 г.):

  • математико-статистический анализ полученных результатов;
  • качественный анализ эксперимента;
  • соотношение результатов предыдущих этапов с целями и задачами экспериментальной работы;
  • описание механизмов психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающих достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО;
  • отражение результатов экспериментальной работы в публикациях, выступлениях, отчетах;
  • обобщение полученного опыта в лекционном материале и методических рекомендациях;
  • распространение положительных результатов эксперимента в ОУ Липецкой области;

Прогнозируемые результаты:

  • модель психолого-педагогического сопровождения;
  • пакет диагностического инструментария для системы мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения ООП ОО;
  • психолого-педагогические механизмы достижения результатов освоения ООП ОО;
  • разработка и распространение научно-методических рекомендаций по внедрению системы мониторинга с разработанным диагностического инструментарием;
  • разработка методических рекомендаций по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ОО;
  • повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.

В рамках деятельности инновационной площадки в нашей школе разработана и реализуется модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений с целью создания условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и достижения качественно новых результатов образования.

Для решения данной цели поставлены задачи психолого-педагогического сопровождения.

В соответствии с задачами определены направления сопровождения. По всем направлениям ведется индивидуальная и групповая работа. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей, педагогов, администрацию.  Взаимодействие участников происходит на различных уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне класса, на уровне образовательной организации с привлечением различных специалистов. И все это направлено на достижение образовательных результатов.


Семинар «Особенности взаимодействия педагога-психолога с учителями-предметниками для достижения образовательных результатов»

Программа семинара

Общие подходы к оценке сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся (из опыта работы МАОУ СШ №59 «Перспектива» города Липецка)

Школа-комплекс – гарант многообразия детства  (текст к презентации)

Особенности взаимодействия педагога-психолога с учителями-предметниками для достижения образовательных результатов

Фото

Наверх