Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. К. Ушинский

МБУ ДО ЭЦ "ЭкоСфера" г. Липецка

 

 


ТЕМА: Интеграция ресурсов образовательных организаций как социально-педагогических партнёров в реализации модели эколого-краеведческого направления в социализации детей.


Адрес: 398002, г. Липецк, ул. Семашко, 5

Тел/факс:  +7 (4742) 476 -113  

Эл. почта:  ecosfera48@mail.ru

Cайт: http://ecosfera48.ru

Координатор инновационной площадки: доктор географических наук, доцент кафедры естественнонаучного и математического образования ГАУ ДПО ЛО «ИРО» г. Липецка Стрельникова Татьяна Дмитриевна 


 Ответственные исполнители:  директор МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка  Козлова Наталья Викторовна, методист Лиховозова  Галина Александровна 

 

Цель

Создание механизмов интеграции ресурсов образовательных организаций как социально-педагогических партнёров в реализации модели эколого-краеведческого направления в социализации детей.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (апрель 2016 г. – август 2016 г.) пакет нормативно-правовых документов по реализации
задач инновационной деятельности

 

II. ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ (сентябрь 2016 г.-май 2018 г)
- апробация новых форм организационных занятий учебно – воспитательного процесса;
- разработка методического обеспечения;
- формирование банка педагогических технологий.

 

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ (сентябрь - декабрь 2018 г. ) анализ и обобщение результатов инновационной деятельности


 


                                                         Аннотация к материалу

  В данной онлайн-выставке представлен опыт инновационной деятельности МБУ ДО ЭЦ "ЭкоСфера" г. Липецка. Эколого -биологическое дополнительное образование в рамках сотрудничества с образовательными организациями города Липецка, социально-педагогическими партнёрами, межведомственным взаимодействием различных организаций развивает личность ребёнка, формирует научное мировоззрение, систему ценностей во  взаимоотношение  с природой родного края.

   Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они могут погубить себя. Чтобы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Заниматься экологическим воспитанием необходимо со школьного возраста, потому как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Эколого-биологическое дополнительное образование в рамках сотрудничества с образовательными организациями г. Липецка, социально-педагогическими партнерами, межведомственным взаимодействием с различными организациями развивает личность ребенка, расширяет и углубляет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребенка в комфортной для него обстановке.

                                                                                                                                                 Мы столь радикально изменяли природную среду,

                                                                                                                            что теперь для того, чтобы благополучно

                                                                                                                             существовать в ней, мы должны изменить себя.

                                                                                                                                                                                       Н. Винер

    На заре своей истории человек воспринимал окружающий мир как единое живое существо — одушевленное, одухотворенное. Первобытный человек ощущал себя неотъемлемой частью природного мира, чувствовал тесную зависимость от окружающих растений, животных, людей.
    Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала особенно острой. В этом случае планету может спасти только деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания законов природы.


   Большое значение в условиях надвигающейся экологической катастрофы приобретает экологическое воспитание и образование. Мы издавна привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Более того, разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать строительную систему экологических знаний. Эти знания необходимы, чтобы разумно относиться к природе, не причиняя ей вреда. 

   Экологическое образование и воспитание способствует целенаправленному воздействию на духовное развитие детей и подростков; воспитывает нравственные качества в отношениях их к природе, людям и самим себе. Для реализации экологического воспитания и образования в условиях устойчивого развития необходима широкая экологизация
..

  В нашем учреждении образовательный и воспитательный процесс двуедин. Образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями и нацелен на развитие у учащихся методологических принципов гуманистской педагогики, которая ориентирована на развитие личности ребенка, потому как ведущий аспект - это непрерывность экологического образования и воспитания

 Региональный семинар-практикум в лицее села Хлевное

  Планируя и организуя работу, мы, педагоги, стремимся вооружить воспитанников глубокими экологическими знаниями; привить им навыки осознанной экологической культуры и грамотности; приобщить к общечеловеческим ценностям; создать условия для всестороннего развития личности ребенка, возрождая его духовно-нравственную культуру.

Экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка особое внимание уделяет учебно-методическому обеспечению.

  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя совокупность мероприятий, проводимых руководящим и методическим составом в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества учебных занятий, разработки и внедрения новых методов, форм и средств обучения учащихся. Мероприятия плана методической работы на учебный год вносятся в ежемесячный план-календарь основных мероприятий Центра.

  Учебно-методическая работа включает разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации дополнительных развивающих программ.

   В 2017 году разработаны, согласованы и утверждены Положения:

  • о единой системе внутреннего мониторинга, как основы внутренней системы оценки качества образования МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера»;
  • о работе педагога над темами самообразования.

  Совершенствование дополнительных развивающих программ.

  В 5 программу естественнонаучной направленности внесены изменения в раздел содержание и сроки реализации программы. Разработаны 2 новые программы художественной направленности и  две 2 программы художественной направленности для взрослых и 1 для детей дошкольного возраста.
  Подготовка методической продукции и участие методических материалов в конкурсах разного уровня. Популяризации педагогического опыта работы педагогов   способствует размещение методических материалов на Образовательном портале.
  В 2017 году размещено 15 методических разработок на образовательном портале департамента образования г. Липецка.

  При этом отдаем предпочтение формированию здорового образа жизни, становлению активной жизненной позиции, развитию социально-педагогического партнерства с образовательными учреждениями города и области.

 

 

  Должное внимание уделяется активизации исследовательской работы как на муниципальном, региональных уровнях, так и на всероссийском в области экологии и охраны природы

 

   Главное в организации образовательного процесса - это свобода выбора образовательных программ, темпов их освоения, различных видов деятельности. Непременным условием является сочетание различных направлений и форм занятий; наибольшее приближение к природным основаниям развития ребенка. Немаловажным считается многообразие видов и направлений деятельности; конструирование ситуаций проектной деятельности и др.


 

   Работа осуществляется по направлениям: кружковое, методическое, научно-исследовательское, организационно-массовое, природоохранное, экологическое воспитание учащихся. Цель экологического воспитания и образования заключается в том, чтобы оно стало приоритетным звеном в системе общего образования, позволило бы вооружить учащихся знаниями механизма функционирования природы; формировать полную картину мира, способствовать овладению интеллектуальными, практическими умениями. Огромная роль отводится внеурочной работе, которая представляет различный спектр кружков. 

   Особенно важными являются взаимоотношения между педагогом и воспитанником. От этого зависит качество и результативность образовательного процесса. Выстраиваться они начинают с самого первого момента встречи, поэтому важно, насколько содержательно и интересно она произойдет. Творческий подход педагогов, методистов позволяет применять разнообразные методы, формы и приемы, которые помогают сделать встречи увлекательными и многообразными по содержанию, характеру и организации.

   Организационно-педагогическая деятельность предусматривает проведение мероприятий по патриотическому, нравственному направлениям и здоровому образу жизни. Педагоги стараются привить каждому воспитаннику чувство сопричастности к истории, культуре, природе родного края.

    Работа педагогов по разъяснению сущности нравственных норм, нравственного отношения человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям и самому себе способствует формированию нравственно здоровой и активной личности каждого обучающегося. В подтверждении данных слов предлагается совместный проект «Вода и здоровье». ( видеоролик партнёра МБОУ СОШ № 24 им. М.Б. Раковского и МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка)

    Значимым направлением в воспитательной работе является формирование потребности здорового образа жизни у наших воспитанников, поэтому в детских объединениях проводятся различные мероприятия, такие, как Всероссийские экологические уроки «Энергосбережение и сохранение природных ресурсов Липецкого края», Всероссийский заповедный урок; регулярно используются активные методы обучения на занятиях: подвижные игры, физкультминутки, игровые переменки.

   Для того, чтобы экологическое образование стало развивающим, необходимо создать условия для развития творческих способностей учащихся, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами и включать их в такое взаимодействие. Это активно происходит во время экскурсий и походов в природное окружение, проведения мониторингов и экологических рейдов, природоохранных акций, трудовых десантов в самые разные уголки нашего края. 

   Организационно-массовая работа занимает одно из важных мест в системе экологического образования и воспитания.

   Все проводимые мероприятия позволяют сделать обучение и воспитание деятельным, так как реализуются условия для творческой самореализации учащихся. Ежегодно проводятся интересные мероприятия, конкурсы, акции, конференции, выставки, выступление агитбригады «ЭКО», круглые столы.

 

 

 

   Участниками этих мероприятий становятся более 3000 человек. Массовые экологические мероприятия позволяют решать одну из главнейших воспитательных задач - помочь вступить ребенку в диалог с природой через эмоциональную сферу личности детей, стимулировать интерес к проблемам ее охраны. 

   Работа наших педагогов проводится с целью выполнения важнейших принципов образования и воспитания - системности и непрерывности. Поэтому надо начинать воспитывать детей с детского сада. На занятиях воспитанников обучают различным правилам поведения в природе. Ребята знают, что на улицах нельзя мусорить, что надо сажать деревья и, конечно, оберегать животных и птиц.

   Заведующая МАДОУ ДС № 30 г. Липецка Наталия Терехова об этом рассказала участникам «круглого стола», который прошел в МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка в рамках инновационной площадки. Организаторы предложили для обсуждения актуальную тему о непрерывности экологического образования и воспитания.


   В дискуссии приняли участие педагоги, руководители природоохранных и межведомственных организаций, депутаты городского Совета депутатов, журналисты. Впечатляет, что каждый из выступающих предлагал свои формы реализации экологического образования и воспитания. Так, например, директор НОУ «Росэкообразование» Любовь Моргунова презентовала эколого-просветительские пособия «ЭкоАзбука», «ЭкоДоктор», в которых родители найдут для себя немало интересного. Начальник управления общего образования департамента образования администрации г. Липецка Ольга Хроменкова высказала мысль о том, «что в образовательных учреждениях г. Липецка разработаны и успешно внедряются программы, включающие вопросы экологического образования; накоплен богатый опыт реализации идеи непрерывного экологического образования на пути к устойчивому развитию.

    Экологическое воспитание и обучение - единое целое, которое основано на принципах гуманизации, научности, интеграции, непрерывности и систематичности. Экологические проекты учащихся предполагают связь с направлениями трудового, нравственного и патриотического воспитания».
Ненавязчиво от образовательных проблем участники встречи перешли к практической экологии. Депутат горсовета Светлана Тюнина акцентировала внимание слушателей на ряд экологических проблем: трудности с вывозом на утилизацию крупногабаритных отходов; создание в городе специальных мест для выгула собак, недостаток зеленых зон и многое другое.

   Руководство города и области поставило задачу в ближайшие пять лет уделить особое внимание благоустройству городов и сел региона и вывести  их на качественно новый уровень.

  Образовательные учреждения, организации г. Липецка, а это порядка 47 800 человек, приняли участие в субботниках. Субботники проходили на 18 территориях и социально значимых объектах. Ребята наводили порядок в ООПТ: «Быханов сад», «Нижний парк», «Бархат Амурский». В рамках Всероссийских субботников «Зеленая весна», «Зеленая Россия» было высажено более 500 саженцев деревьев, убрана территория на площади 30 га.

 

  Проводимые субботники способствуют воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающей среде формированию культуры общества, живущего в гармонии с природой. Если за обеспечение экологической безопасности всерьез берется молодежь, то за будущее страны можно не волноваться. 

 

   Участники четырех субботников единодушно поддержали инициативу Президента России В.В. Путина сделать каждый последующий год Годом экологии в стране. Борьба за чистоту окружающей среды не должна прерываться ни на день. 
Жители планеты уже нанесли страшный урон экологическим системам Земли, поэтому дальнейшее промедление недопустимо. 

  Активной формой экологического образования является исследовательская и опытническая деятельность, которая формирует у ребят систему научных знаний. Юные экологи изучают состояние окружающей среды в окрестностях г. Липецка и Липецкой области; знакомятся с разнообразием растительного и животного мира; учатся оценивать экологию отдельных компонентов и экосистем в целом. Исследовательская деятельность наших подопечных позволяет им принимать участие в муниципальных, областных и всероссийских научно-исследовательских конференциях, олимпиадах: конференция «Юные исследователи природы», «Шаг в будущее», «Человек на Земле» и др. 


  Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привели нас к выводу о том, что эффективным методом воспитания экологической культуры является проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, развивают коммуникативные умения и активно участвуют в реализации проектов.
   Опыты проводятся, начиная с дошкольного возраста, что способствует воспитанию у детей интереса к экологии, к познанию нового, ранее неизведанного. Наиболее широко опытническая деятельность внедряется на учебно-опытных участках образовательных учреждений, т.к. опытничество активизирует и познавательную, творческую деятельность. Экологическое образование и воспитание формируют у школьников научное мировоззрение, систему отношений и систему ценностей во взаимоотношениях с природой, обществом, с самим собой. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, которая живет в гармонии с окружающим миром. Для того, чтобы жить в этом мире, необходимо овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Ключевым моментом в становлении личности юного эколога является участие в реальных делах. Конечно, дети не в силах изменить экологическую ситуацию, но, участвуя в субботниках, проявляя неравнодушие к проблемам природной среды, ребята побуждают взрослых заниматься активно этими вопросами. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Экологическое воспитание, формирование экологической культуры личности - не просто одна из важнейших задач современного общества, а условие его дальнейшего выживания. Хочется, чтобы наши добрые дела, начинания, экологические инициативы принесли зеленые всходы и здоровые, крепкие ростки!   

Актуальность и инновационность программы

    Аргументацией проводимой инновационной деятельности является желание педколлектива выйти на качественно новый уровень в городе и области, внести изменения в образовательное пространство учащихся для повышения ее комфортности и доступности в деле развития учащихся, их подготовки к будущей жизни. Инновационная работа ЭЦ «ЭкоСфера» является социальным заказом в деле развития системы школьного образования в г. Липецке и области.

  Проблема инновационной деятельности. 

  Важным вопросом в социализации детей является роль и позиция взрослого. Педагог выступает с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах позиция педагога может значительно различаться в зависимости от особенностей социальных и педагогических ситуаций, уровня сформированности, готовности учащихся к самореализации и навыков социального взаимодействия. Педагог выступает главным между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью учащихся. Задача педагога заключается в том, чтобы не исказить социальную действительность, а полностью обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой.

 Практическая значимость. От ЭКОлогии души к ЭКОграду. 

«Человек должен развивать свои задатки к добру…Сделать самого себя лучше – к этому должен  стремиться и этого должен достигать человек»    И.Кант                                                                                      

                  

                    

                                              Совместный проект «Липецк  гордится своими лётчиками» (к 100 — летию авиации)                                              

  Человека создала природа. В человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. В человеческой душе формируются благодарственные чувства такие как: сострадание, мужество, доброта, отзывчивость эти чувства должны быть правильно развиты. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будут и окружающая среда.

  Нужно следить за экологией своей души, за ее чистотой и безупречностью. Для того, чтобы души учащихся всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям, научиться творить добро, уметь быть коммуникабельными.

  В наше сложное время человек все больше и больше погружается в свои проблемы. Чтобы совершать добро, для этого нужна сила духа.

Л.Н. Толстой говорил: «Доброта побеждает все, а сама – непобедима!».

Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

ЭКОград – это город не только экологии и чистоты природы, но и чистоты сердец, разума, город добра и милосердия. Город, который сохраняет чистоту отношений с людьми и т.д.

  Главной составляющей реализации инновационной темы является социально-педагогическое и сетевое партнерство.

Партнерство

  Реализация целей и задач нашей инновационной деятельности требует расширения системы социального партнерства за счет организации сетевого взаимодействия УДО, общего, среднего профессионального образования, ВУЗ, а также межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти, различных общественных структур, местного сообщества. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией.

На фотографии социально-педагогические партнёры — участники эколого — краеведческих мероприятий, акций и субботников. 


    Педагоги совместно с партнерами выполняют различные функции: принимают участие в новой системе оценивания, обеспечивают социальные практики обучающихся, способствуют социализации обучающихся в обществе, работают вместе с учащимися над исследовательскими проектами.

   Благодаря социальному партнерству, наш экологический центр стал инновационной площадкой реализации экологических инициатив в процессе образования и воспитания.

  При реализации приоритетных направлений взаимодействия ОУ как сетевых партнеров актуальными становятся:

- создание единой базы данных программ внеурочной деятельности;

- создание образовательных ресурсов;

- проблемные вебинары, семинары, творческие мастерские;

 


Участники «Творческой мастерской» по обмену опытом образовательных проектов МБОУ СОШ № 24 г. Липецка.

- разработка совместных программ, сценарии, коллективных творческих дел («Родной земле как матери верны…») встреча с матерями, чьи сыновья погибли в локальных войнах;

 

Совместный проект МБУ  ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка с МБОУ СОШ № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка 

- проектирование  социально-значимых объектов; 

- экологические и природоохранные акции. 

Всё вышеперечисленное направлено на решение воспитательных задач.

   В рамках системы социального партнерства осуществляется обмен опытом (творческие мастерские), реализация социального-значимого проекта «Посади дерево – подари городу чистый воздух». Проект реализован осенью 2018 года с финансовой поддержкой Благотворительного фонда «Милосердие»  в рамках грантового конкурса «Стальное дерево» ПАО «НЛМК».

 

 

 

  Все это проявляется в развитии партнерских отношений экологического центра и его социального окружения, в развитии добровольческого движения школьников, направленного на решение социальных проблем места жительства.

  При совместной деятельности социальных партнеров массовыми мероприятиями являются ярмарки, выставки поделок, конкурсы, выставки рисунков, презентации.

   Такая деятельность расширяет круг общения всех участников взаимодействия образовательных учреждений как сетевых партнеров и других сообществ, что позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

  «За счет» расширения социальных партнеров нам удалось решить такие приоритетные задачи как повышение качества образования, доступность услуг дополнительного образования, создать имидж МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка инициаторов экологических акций и проектов в системе образования г. Липецка и Липецкой области. 

   Представительство Общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия» по Липецкой области совместно с администрацией города помогают решать вопросы межсекторного и межведомственного сотрудничества. 

При реализации ФГОС педагоги МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» используют педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся, формируют материально-техническую базу для реализации программ дополнительного образования, всячески оказывают поддержку одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Сетевое партнерство наиболее полно отвечает требованиям компетентностного подхода при реализации личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения.

Результатами и эффектами сетевого взаимодействия в МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» стали: объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов для образовательной деятельности, разработка новых образовательных программ и педагогических технологий, увеличение наполняемости объединений, формирование комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности по различным направлениям.

 


Итоги инновационной деятельности

Обоснование устойчивости результатов программы после окончания ее реализации

  • Осуществление эффективного сетевого межведомственного взаимодействия и социально-педагогического партнерства- современной высокоэффективной инновационной технологии.
  • Выполнены задачи по усилению социально-педагогических партнеров в реализации модели эколого-краеведческого направления в социализации детей.
  • Активно внедряются экологические инициативы с привлечением внебюджетных средств, направленные  на образовательную и воспитательную деятельность.
  • Реализованы следующие проекты: «По маршрутам экологического туризма», «Зеленая Россия – будущее региона», «Посади дерево –подари городу чистый воздух». Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности учащихся. Работа над проектом позволяет почувствовать ребенку значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в УДО, открыть новые возможности.
  • Проведены открытые занятия и внеурочные мероприятия, как средство трансляции педагогического опыта. Выпущен электронный сборник педчтений «Социализация детей через модель эколого-краеведческого направления».
  • Опубликованы 4 статьи в журнале «РОСТ».
  • Проведен региональный семинар-практикум «Работа над исследовательскими проектами эколого-краеведческого направления».
  • Участие педагогов во Всероссийских, городских и межрегиональных семинарах и конкурсах.
  • СМИ о работе ЭЦ «ЭкоСфера»

Фото

Перспективы развития 

 

Учитывая условия инновационной площадки, проведённый мониторинг эффективности деятельности учреждения, реализацию комплекса мер для социализации обучающихся, содействие достижению образовательных результатов, есть резервы для открытия региональной инновационной площадки (РИП).

Тема: «Создание педагогической системы, обеспечивающей социализацию личности обучающихся».

В настоящее время современному педагогу необходимо успевать идти в ногу со временем в условиях введения ФГОС. Поэтому солидарна с высказыванием президента РФ В.В. Путина «...Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, словом всего того, что формирует профессиональную среду...»

Сетевые сообщества формируют общие цели, интересы, потребности и создают единое и образовательное пространство для педагогов.

Результатом деятельности сетевого педагогического сообщества является повышение активности педагога к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.

К.Д. Ушинский писал: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.»

Сегодня каждый педагог должен сам определять важные аспекты совершенствования своего профессионального мастерства.»


                                          Наши планы и идеи меняют жизнь к лучшему!

                                   

                                 

 На страницу выставки

Наверх