Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
"Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света" / Василий Сухомлинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 64 имени В.А. Котельникова"
города Липецка Липецкой области

Тема площадки: «Управление качеством образования в условиях перехода к эффективному контракту»

Контактная информация:

адрес: 398059, Российская Федерация, Липецкая область, город Липецк, ул. Мичурина, д. 30

телефон: (4742)22-07-35

электронная почта: sc64@mail.ru

адрес сайта: http://gimnasium64.ucoz.ru/

Координатор инновационной площадки: 

Координатор:   Ротобыльская Л.А., проректор по инновационной деятельности и профессиональному образованию ИРО.

Ответственный исполнитель: Карташова О.С., директор., Кушникова В.П. - заместитель директора.

Ссылка: http://gimnasium64.ucoz.ru/index/innovacii/0-44

Цель программы:

повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.

Задачи программы:

  • разработка нормативного  и методического обеспечения  для осуществления эффективного управления образовательным процессом; 
  • освоение  инструментариев управления;
  • мониторинг и анализ образовательных результатов;
  • отказ от планирования задач и мероприятий в управлении ОУ и переход к планированию действий «от результатов»; мониторинг деятельности по их достижению;
  • адаптация педагогических кадров, способных работать в логике управления качеством образования;
  • обеспечение повышения  эффективности деятельности всех субъектов управления в гимназии;
  • повышение эффективности управленческой деятельности в условиях перехода к эффективному контракту.
  • плавный переход на эффективный контракт.

Обоснование значимости для развития системы образования

Эффективные образовательные   системы   являются  подвижными, т.е. способными быстро реагировать на изменение условий,   что определяет необходимость усиления подвижности и системы управления качеством образования, т.е. на основе динамичности процессов внутренней организации выработки управляющих решений и воздействий на всех стадиях: прогнозирования, функционирования и развития.

При этом  управление качеством образования в гимназии должно сдвигаться со стадии функционирования на стадию прогнозирования, для того чтобы управленческая деятельность стала более эффективной, показатели качества образования - стабильными, а образовательная технология - устойчивой, надежной.

Реализация программы, исходные теоретические положения и принципы, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и учебно-методических разработок по теме программы

Основные принципы реализации программы

Принцип нацеленности на потребителя образовательной услуги.

Потребителями образовательной услуги являются учащиеся, родители, общество, государство, поэтому в реализации программы необходимо ориентироваться на текущие и будущие нужды потребителей, выполняя их требования и стремиться превзойти их ожидания. Система качества содержит механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.

Принцип ведущей роли руководства.

Администрация гимназии своим личным примером постоянно демонстрируют приверженность качеству. Руководство гимназии уделяет большое внимание обучению педагогов по вопросам качества, а также обеспечивает необходимыми ресурсами решение задач качества. Для реализации данного принципа руководство гимназии руководствуется долгосрочной политикой и миссией по вопросам качества и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи.

Принцип всеобщего вовлечения.

Механизмы системы качества и его оценки требуют вовлечения всех субъектов образования, а также проявление с их стороны личной инициативы в постоянном улучшении качества деятельности гимназии, необходимости принятия на себя ответственности в решении проблем качества, желание представлять гимназию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем виде.

Принцип алгоритмического процессуального подхода.

Предполагает совокупность взаимосвязанных процессов, при этом для каждого процесса обеспечиваются ведущие характеристики:

  • четкое определение и измерение входов и выходов (результатов) процесса;
  • определение потребителей каждого процесса с идентификацией их требований и удовлетворенности результатами процесса;
  • установка взаимодействия с другими процессами;
  • определение полномочий, прав и ответственности за управление процессом;
  • определение ресурсного обеспечения при проектировании процесса.

Принцип системности.

Тесно связан с принципом алгоритмического процессуального подхода и с представлением о системе качества при переходе к эффективному контракту как о консолидации взаимосвязанных процессов, которые вносят вклад в результативность и эффективность реализации программы. Реализация принципа системности основывается на четырех ключевых процессах: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; менеджмент процессов; измерение, анализ и улучшение.

Принцип позитивной динамики.

Динамика улучшения является ведущей целью деятельности гимназии. Качество образования связано с развитием и улучшением научно-образовательного потенциала гимназии, а значит особое внимание в гимназии уделено формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с конкурентоспособным качеством.

Принцип принятия решения на основе достоверных фактов.

Реализация этого принципа требует измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Поэтому создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей гимназии в деле обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Этот принцип является альтернативой обычно применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции и прошлого опыта.

Принцип открытости.

Реализация принципа открытости этого требует четких и открытых отношений, обмена информацией и планов на будущее между гимназией и потребителем. При этом повышение конкурентоспособности гимназии связано именно со способностью удовлетворять требования потребителей. Но при реализации данного принципа часто наблюдается неспособность учащихся и их родителей четко сформировать свои требования. При этом появляется необходимость опережающего влияния, то есть формирование будущих потребностей для последующего удовлетворения.

Инструментарий реализации программы

Неоспорима важность аудита качества системы образования, оценки обученности отдельного ученика, достижений школьников в целом. Каждая из составляющих образовательного процесса требует разработки своего инструментария и определения опорной базы оценки. Чтобы концепция была понятна и принята педагогическим коллективом к её разработке необходимо привлечь руководителей всех подразделений гимназии.

Организационно-функциональные структуры реализации программы

Система сбора и первичной обработки данных

Управляющий совет гимназии

Административный совет

Совет по управлению качеством образования

Педагогический совет

Методический совет

Совет по инновационному развитию

Информационно-аналитический совет

Информационно-ресурсный центр

Психолого-педагогическая служба

Система анализа и оценки качества образования

Система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией

Принятие управленческих решений и анализ их воздействия на развитие системы образования

Регламент, система показателей и индикаторов реализации программы

Создание мониторинга качества образования обеспечивает однородность (по элементам и по времени) информационного пространства, анализ результатов, выявление тенденций, разработку прогнозов развития системы образования гимназии, обеспечение системы обратной связи.

В ходе мониторинга происходит оценка:

образовательных услуг;

условий организации образовательной деятельности;

результатов образовательной деятельности.

Схема деятельности по отдельно взятому показателю мониторинга качества образования

Цель деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты, обеспечивающие достижение цели с обозначением величины нормативного показателя и весового коэффициента.
Задачи в «сферах мониторинга качества», которые нужно решить для достижения ожидаемых результатов. 
Действия, необходимые для достижения каждой задачи.
Ресурсы, необходимые для выполнения действий.

Пример

Цель: повышение качества подготовки  обучающихся по результатам внутренней оценки качества и доступности образования

Ожидаемые образовательные результаты:

доля обучаемых педагогом, достигших уровня обязательной подготовки по предмету увеличится с ____ до ____ %;
доля выпускников начальной школы, полностью  освоивших программу, увеличится с ____ до ____ %;
доля выпускников, успешно справившихся (освоивших) программы основного общего образования увеличиться с ___ до ___;
Доля обучаемых педагогом, достигших уровня обязательной подготовки по результатам промежуточной аттестации увеличиться с ___ до ___;
доля обучающихся, полностью освоивших программу 1-4 класса составит ___%;
доля учащихся, подтвердивших и улучшивших гимназическую оценку по результатам итогового тестирования в 4 классе по предмету увеличиться с ___ до ___;
уровень воспитанности обучающихся увеличиться с ___ до ___;
% выполнения заданий в 4 классе по материалам международного исследования TIMSS для оценивания математической и естественнонаучной подготовка выпускников начальной школы увеличиться с ___ до ___.

Задачи в «сферах мониторинга качества», которые нужно решить для достижения ожидаемых результатов:

  • обеспечение постоянного мониторинга качества образования;
  • усиление аналитико–прогностической функции управления;
  • планирование тестирований по материалам международных исследований качества образования.

Действия, необходимые для достижения каждой задачи:

  • проведение диагностических контрольных работ в 1-8, 10 классах, апробация новых форм рейтинговой оценки деятельности обучающихся;
  • проведение сопоставительного анализа деятельности учителей, классных руководителей;
  • проведение и анализ тестирований по материалам международных исследований качества образования.

Ресурсы, необходимые для выполнения действий:

  • функционирование автоматизированной системы мониторинга качества образования для получения аналитического отчета по данному показателю;
  • функционирование единого информационного поля, в т.ч. автоматизированной системы «Социолого-педагогический анализ учебного процесса СПАУП», автоматизированной системы «Педагогическая диагностика» на платформе «1С: Предприятие», автоматизированной системы «1С: Хронограф  Школа 2.5 ПРОФ», автоматизированной системы психологического мониторинга «Эффектон».

Концептуальные аспекты управленческой деятельности по результатам гимназической оценки качества образования:

анализировать полученные образовательные результаты;
формировать конкретные,  сориентированные во времени цели;
предвосхищать и планировать образовательные результаты на определенный период времени;
формировать задачи и действия под достижение каждого результата;
отслеживать (контролировать) достижение образовательного результата.

Результат деятельности:

  • всегда связан с целевой группой, ради которой существует;
  • реальные и позитивные запланированные изменения целевой группе «обучающиеся», которые происходят, благодаря специально организованному образовательному процессу.

Управление результатами предполагает:

  • разработку системы целевых показателей результативности гимназии;
  • отказ от планирования задач и мероприятий и переход к планированию действий «от результатов» ;
  • мониторинг и анализ образовательных результатов;
  • мониторинг действий по их достижению.

Эффективность образовательной деятельности:

комплексная экономическая характеристика состояния системы образования – отношение образовательного результата к произведенным затратам, эффективность использования различных ресурсов (финансовых, кадровых, информационных и пр.).

Инструменты результативного управления:

эффективная система целеполагания и планирования;

система мониторинга и образовательной статистики;

самооценка субъекта управления;

публичный доклад директора.

Перечень научных и учебно-методических разработок по теме программы

Публикации

«Опорная школа: обновление структуры управления.

Автономизация внутришкольного управления. Школьная система оценки качества образования «АСОКО». Программа «Одаренные дети»

Авторы: Карташова О.С., директор гимназии №64

Кушникова В.П., зам.директора гимназии №64

Федеральный журнал «Народное образование»,    февраль 2011г, выпуск №2

http://elibrary.ru/issues.asp?id=7908

Издательский дом «Народное образование», Москва 2011

ISSN  0130-6928

«Контроль, мониторинг и оценка качества: «Использование автоматизированных систем оценки качества образования и оценки достижения планируемых результатов как стимул развития образовательного учреждения в инновационном режиме»

Федеральный журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования»

ООО Издательство «Эффектико-пресс», выпуск №2 http://www.effektiko.ru/effektiko/2-2014.html

«Управление. Менеджмент.

Административные проблемы учебных заведений: «Создание инструментов оценки деятельности педагога в условиях перехода к эффективному контракту»

Информационный и научно-методический журнал «Региональное образование: современные тенденции»,

выпуск №3 (23)

http://www.iro48.ru/files/Rost_22_2014.pdf

«Управление качеством образования в условиях эффективного контракта»

Материалы региональной научно-практической конференции «Создание развивающей многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы образования»

 «Информационные службы в школе»

Федеральный журнал для руководителей Межведомственный бюллетень «Администратор образования»,

выпуск №24

 

Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам

Организационный этап (сентябрь 2014 года – декабрь  2014 года)

Подбор кадрового состава реализации программы. Определение содержания деятельности организационно-функциональных структур реализации программы

Собеседование с членами подразделения реализации программы

Подготовка материально-технической базы реализации программы

Подготовка нормативно-правовой базы реализации программы

Подготовка методической базы реализации программы

Завершение организационного этапа

Основной этап реализации программы (2015 -2016 гг)

Разработка нормативно-правовой базы реализации программы

Разработка автоматизированной системы для реализации программы

Разработка параметров, нормативных значений, весовых коэффициентов, регламента и правил сопровождения разработанной автоматизированной системы

Работа с шаблонами  автоматизированной системы

Подготовка аналитических отчетов с использованием шаблонов автоматизированной системы

Анализ и интерпретация полученных результатов с целью принятия эффективных управленческих решений

Проведение мероприятий по анализу возможности тиражирования полученного опыта

Обобщающий этап реализации программы ( январь 2017 год)

Обобщение полученного опыта и анализ результатов реализации программы.

Доработка положений, регламентирующих процесс реализации программы, а также других нормативно-правовых актов, связанных с внедрением программы

Корректирующий этап эксперимента (март 2017 года)

Проведение мероприятий по корректировке реализации программы с учетом полученных результатов

Завершающий этап (май 2017 год)

Проведение мероприятий по анализу возможности тиражирования полученного опыта

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) и после окончания его реализации, включая механизмы ее обеспечения

Достигаемые эффекты

Возможность грамотно анализировать результаты  и ставить цели.
Возможность четко выделять сильные и слабые стороны в деятельности гимназии.
Возможность формировать эффективный годовой план работы гимназии.
Возможность формировать эффективную программу деятельности администрации, грамотно обозначать индикаторы для оценки достижения результатов программы деятельности администрации.
Возможность  грамотно управлять гимназией и организовывать деятельность педагогов, направленную на достижение планируемых результатов.
Возможность укрепления авторитета руководителей у подчиненных и учредителя.
Возможность плавного перехода к эффективному контракту.

Основные инструменты автоматизации мониторинга качества образования. Автоматизированные системы как инструмент результативного управления

Для формирования единого информационного поля с целью объединения взаимодействия всех участников образовательного процесса, автоматизации выполнения привычных функций, получения данных анализа в гимназии предлагается использовать следующие автоматизированные системы: автоматизированная система «АСОКО», обеспечивающая работу мониторинга качества образования, автоматизированная система «Педагогическая диагностика» на платформе «1С: Предприятие», автоматизированная система «1С: Хронограф  Школа 2.5 ПРОФ», автоматизированная система «Социолого-педагогический анализ учебного процесса СПАУП», автоматизированная система психологического мониторинга «Эффектон».

При создании данных программных продуктов преследовалась главная цель – универсальность, т.к. система оценки - динамическая система, способная к постоянным изменениям и усовершенствованиям. Универсальность  данной системы позволяет использовать данную базу для выхода на каждого конкретного учителя, ученика и включать в работу всех субъектов образовательного процесса.

Анализ, интерпретация, оценка значений, выявление характерных тенденций состояния образовательной системы гимназии позволяет определять направления и объекты стабилизации (приведения к нормативным показателям) и развития, корригировать отрицательные тенденции в деятельности педагогов, образовательной системы гимназии. Данный анализ позволяет получать объективные данные о тенденциях спада и роста в  состоянии образовательной системы гимназии. Предметом оценки является профессиональная деятельность педагогов, по реализации образовательной программы, программы развития гимназии, учебные и внеучебные достижения обучающихся, как результат педагогической деятельности (продуктивность образовательного процесса).

По итогам проведенного за определенный период анализа выявляется группа объектов, показатели деятельности которых по параметрам имеют отрицательные значения и требует специального  исследования с последующим принятием управленческих решений.

Данные мониторинга оценки качества образования служат основанием для управления качеством образования в условиях перехода к эффективному контракту и определения размера выплат заработной платы педагогических работников гимназии.

Отчеты о деятельности региональной инновационной площадки:​

Отчет за 2015 — 2016

Отчет за 2016 — 2017

Перспективы: совершенствование внутренней системы оценки качества образования как инструмента повышения качества образования

Фото

Наверх